Дошкольное образование может быть не таким эффективным, как считалось ранее

Дошкольные образовательные программы считаются эффективным средством подготовки детей из семей с различным социально-экономическим статусом к школьному обучению.

Дошкольное образование может быть не таким эффективным, как считалось ранее

Илья Питалев / РИА Новости

Главная цель раннего образования заключается не только в развитии необходимых навыков у дошкольников для успешного старта в школе, но и в уменьшении возможного разрыва в успеваемости, вызванного социально-экономическими факторами в семье.

Однако последние исследования показывают, что влияние подобных образовательных программ на последующие успехи учеников не всегда очевидно. Ученые из нескольких ведущих американских университетов, включая Колумбийский университет, Университет Вирджинии, Калифорнийский университет в Ирвайне и Университет штата Делавэр, проанализировали долгосрочные данные исследований, оценивающих эффективность четырех признанных государственных программ дошкольного образования. Данные результаты были опубликованы в журнале Science.

Согласно проведенному анализу, раннее образование имело как положительные, так и отрицательные последствия. Кроме того, не было обнаружено значимых различий в успеваемости между детьми, посещавшими или не посещавшими дошкольные программы. Исследователи отметили, что хотя все изученные дошкольные программы обычно улучшали академические навыки детей к моменту начала школьного обучения, это преимущество могло быстро исчезнуть.

По мнению авторов, остается недостаточно понятным, как действует дошкольная подготовка на последующий процесс обучения. Некоторые, прошедшие программу в Бостоне, показали более высокие результаты при окончании средней школы, в то время как участие в программе в Теннесси отрицательно сказалось на успеваемости в начальной школе.

Мозг билингвов и одноязычных работает по-разному

Freepik

В то же время выпускники других дошкольных программ не продемонстрировали значительных различий по сравнению с теми детьми, кто не получал специальной подготовки. Предыдущие исследования, проведенные десятки лет назад, свидетельствовали об эффективности дошкольных программ, однако современные исследования показывают, что результаты могут быть не совсем актуальны.

Авторы новой статьи отметили, что прежние исследования включали ограниченное число детей, а те, кто имел проблемы в начальной школе, могли не получить доступ к социальной поддержке, которая доступна сегодня. Такая же проблема присутствует и в современных исследованиях дошкольного образования: дети, принимающие участие в подготовительных программах, зачастую отличаются от остальных с социальной точки зрения, например, состоянием образования и убеждениями их родителей.

Ученые подчеркнули важность выявления ключевых факторов, влияющих на развитие необходимых навыков для успешного обучения и жизни. Особое внимание, по их мнению, следует уделить семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

  • Другие новости