Дежавю: как возникают воспоминания о событиях, которые еще не произошли

Создатель аналитической психологии Карл Густав Юнг в конце XIX века (в возрасте всего 12 лет) впервые пережил состояние, позже названное дежавю. В качестве ученого, Юнг объяснил это явление существованием другой его жизни, которая происходила параллельно с течением текущей в XVIII веке, иногда оказываясь там.

Дежавю: как возникают воспоминания о событиях, которые еще не произошли

Freepik

Сегодня более убедительным кажется объяснение английского ученого Акиры О’Коннора, который изучал активность мозга испытуемых, пытаясь «вспомнить» слово из ранее представленного списка (хотя его там не было). К своему удивлению, О’Коннор обнаружил активацию не в областях памяти, а в лобных зонах мозга, отвечающих за контроль поведения. Исходя из этого, он сделал вывод, что случаи дежавю представляют собой стандартные проверки памяти для определения осознает ли человек ложные созданные воспоминания или считает их истинными.

Однако мнения не всегда совпадают. Бывший научный руководитель О’Коннора, когнитивный психолог Крис Мулин из Гренобля, рассматривает дежавю как нарушение памяти, и, вполне разумно, возражает против О’Коннора: большинство людей редко испытывают дежавю, а многие ее вообще не наблюдали у себя. Почему же проверки памяти столь редки? Кроме того, недавние исследования показали, что во время дежавю активируются структуры эмоциональной памяти в мозге: гиппокамп, амигдала, поясная извилина. Это кажется более правдоподобным, так как именно эти структуры страдают у людей, страдающих от эпилепсии, у которых случаи дежавю хорошо известны и часто предшествуют припадкам.

Дежавю: как возникают воспоминания о событиях, которые еще не произошли

Freepik

Изображения реального мира хранятся в мозгу не как фотографические изображения, а как переосмысленные ментальные образы, сформированные из информации, полученной. Процессы реконструкции идут на основе уже существующих образов в памяти. Каждый новый образ создается с множеством перекрестных связей, или «тегов», чтобы гармонично вливаться в уже имеющиеся структуры. Память человека оказывается глубоко ассоциативной, пронизанной тысячами связей, которые, при активации, позволяют моментальное распознавание новой информации.

Остановиться всего на нескольких чертах лица, чтобы по ассоциациям призвать образ уже знакомого человека, является чрезвычайно экономичным подходом. Для представления в сознании необходимо по небольшим фрагментам информации обнаружить соответствующий образ в памяти и воспроизвести его в сознании как реальный. Такой процесс реконструкции памяти объясняет почему каждая воссозданная сцена имеет элементы, которых не было и в том числе почему дежавю и жамевю сопровождают большинство людей на протяжении всей жизни, будучи неотъемлемыми частями памяти.

Ранее мы рассказывали, что нейрофизиологи нашли взаимодействие между чувством осязания и чувством времени. О результатах новой работы итальянских учёных читайте здесь.

  • Другие новости