Виды буллинга и как защитить ребенка от травли в школьном коллективе – советы родителям

Буллинг – это травля и агрессивное преследование одного участника коллектива другими. Чаще всего происходит в школе, детских и подростковых группах.

Виды буллинга и как защитить ребенка от травли в школьном коллективе – советы родителям

Буллинг в школе

Буллинг чаще встречается в подростковой среде. Иногда в издевательствах и унижении ученика могут принимать участие не только одноклассники, но и учителя.

Существует несколько форм травли:

  • физическая: толчки, пинки, подзатыльники, избиения, порча личных вещей;

  • психологическая: сплетни, клевета, слухи, объявление бойкота, исключение из общих дел коллектива;

  • вербальная: смешки, прозвища, унижения, обзывательства;

  • кибербуллинг – травля, которая происходит в мессенджерах, соцсетях, на форумах и видеохостингах. Жертве могут отправлять негативные сообщения и комментарии, распространять ее личные данные, взламывать страницу. При этом свидетелями унижения становятся не только одноклассники и знакомые, но и другие пользователи.

На характер травли влияет возраст и пол учеников. Травля в детской среде мягче, чем у подростков. Девочки чаще становятся жертвами сплетен, клеветы и жестов, а среди мальчиков шире распространены физические формы насилия: порча вещей и побои.

Также буллинг может быть прямым и косвенным. Прямой выражается в непосредственном воздействии на жертву: оскорблениях, побоях, унижениях. При косвенном издевательства носят скрытый характер: сплетни, смешки за спиной, объявление бойкота.

Преследования и издевательства возникают по нескольким причинам:

  • демонстрация силы, потребность в доминировании;

  • страх и неуверенность в себе: чтобы самим не стать жертвой травли, некоторые выбирают роль агрессора;

  • потребность выделиться, завоевать популярность в группе;

  • скука;

  • культурные конфликты: нетипичная внешность, одежда, поведение жертвы.

Объектами издевательств обычно становятся чувствительные, тревожные, обидчивые дети и подростки, двоечники, либо отличники, дети, находящиеся под гиперопекой родителей, неуверенные в себе, живущие в бедных семьях, подростки с непривычным мировоззрением, не имеющие современных электронных устройств, болезненные, физически неразвитые, либо представители других национальностей.

Однако это не значит, что жертва виновата в том, что ее задирают, поскольку решение начать травлю принимает агрессор.

Как бороться с буллингом

Проблема травли в подростковых и детских коллективах сложна тем, что ни психологи, ни учителя пока не изобрели универсального способа предотвратить и пресечь ее.

Часто взрослые и вовсе делают вид, что ничего не происходит, и пытаются отстраниться от проблемы и обесценить переживания ребенка. Такое равнодушие расценивается агрессорами как молчаливое одобрение, и угнетение слабого продолжается.

Иногда встречается даже точка зрения, что подростковая травля – явление нормальное и повсеместное, однако это не так.

Нынешний опыт родителей и педагогов гласит, что план действий должен быть примерно таким:

  • признать проблему и не делать вид, что ее нет;

  • психологи рекомендуют попробовать выяснить у ребенка, что, по его мнению, могло стать причиной травли. Это поможет разобраться, можно ли изменить ситуацию самим. Если его задирают из-за слабого здоровья, нестандартной внешности, рассеянности или других физиологических особенностей, то повлиять на это ни вы, ни ребенок не можете. Если же причиной агрессии одноклассников стала привычка ребенка ябедничать или неприятный запах его одежды, вы вместе в состоянии с этим разобраться.

  • если ребенка обижают по не зависящим от него причинам, родители обязательно должны обратиться к классному руководителю и вместе придумать дальнейший план;

  • если классный руководитель дает понять, что никаких действий предпринимать не собирается, имеет смысл дойти до администрации школы;

  • родителям жертвы буллинга не следует пытаться решить проблему напрямую через родителей обидчика. В противном случае это может стать причиной конфликта еще и между взрослыми. В идеале посредником должен стать классный руководитель;

  • если в школе есть психолог, обратитесь и к нему.

 

  • Другие новости