«Моцарт и Сальери» — краткое содержание пьесы А.С. Пушкина

«Моцарт и Сальери» — трагедия А.С. Пушкина. Пьеса основана на одной из версий гибели австрийского композитора. Произведение обнажает перед читателем один из смертных грехов — зависть.

«Моцарт и Сальери»: краткое содержание 1 сцены

Сальери вспоминает, как стал музыкантом. Он любил слушать орган в церкви: музыка проникала в душу мальчика, он плакал. Юный Сальери отрекся от других наук и развлечений и стал изучать музыку.

Когда Сальери в совершенстве овладел этим ремеслом, он стал писать собственную музыку. Он творил втайне, забывая еду и сон, боялся подумать о славе и сжигал произведения, которые считал недостаточно талантливыми.

Благодаря упорному труду Сальери достиг успеха. Он сочинял свою музыку и радовался достижениям других музыкантов, пока не появился Моцарт. Сальери стал мучительно завидовать Моцарту: он считал несправедливым его талант. Когда сам Сальери годами трудился, музыкальный дар достался «праздному гуляке».

Тут заходит Моцарт, ведя за собой слепого скрипача. Он просит музыканта сыграть одно из своих произведений и смеётся над неумелой игрой. Сальери не понимает Моцарта, он считает, что старик оскверняет высокое искусство.

Моцарт рассказал Сальери, что страдал от бессонницы и написал маленькое произведение. Сам композитор посчитал его пустяком, но Сальери высоко оценил работу Моцарта и пригласил его пообедать в трактире. Моцарт согласился, но ушёл, чтобы предупредить жену.

Сальери остался один. Он решил, что следует остановить Моцарта: он подарил миру несколько талантливых произведений, но его дар хрупок. Моцарт не оставит наследника, поэтому после него искусство исчезнет.

Тогда Сальери достал пузырёк яда, который ему подарила возлюбленная. Он хранил его для себя, но так и не поддался слабости. Сальери решил подсыпать яд Моцарту за обедом.

«Моцарт и Сальери»: краткое содержание 2 сцены

За обедом Моцарт рассказывает Сальери о том, что его тревожит. Несколько недель назад к нему пришёл человек в чёрном и заказал реквием — музыкальное произведение, которое играют на похоронах. Композитор выполнил заказ, но человек так и не приходил к нему забрать творение. Моцарт обрадовался: он не хотел расставаться с работой, но с тех пор ему казалось, что заказчик преследует его. Повсюду Моцарту мерещилась тень человека в чёрном и за обедом ему казалось, что с ними сидит третий.

Сальери говорит, что это ребячьи страхи, и советует почитать «Женитьбу Фигаро», чтобы отвлечься. Тогда Моцарт спрашивает, действительно ли Бомарше — автор произведения — кого-то отравил, ведь Бомарше был гением, а гений не может быть злодеем.

В этот момент Сальери бросил яд в стакан Моцарта и тот выпил за здоровье друга. Сальери хотел остановить его, но было уже поздно. Моцарт встал и подошёл к фортепиано, чтобы сыграть свой реквием. Сальери плачет, но не от раскаяния, а от чувства исполненного долга.

Моцарту становится плохо, и он уходит домой. Сальери же задумался о словах Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовместные», и решил, что это неправда.

  • Другие новости