«Бежин луг» Тургенева: краткое содержание, мальчики и их рассказы. 6 класс

«Бежин луг» — рассказ И.С. Тургенева из сборника «Записки охотника». Впервые опубликован в журнале «Современник» в 1851 году.

«Бежин луг» Тургенева: краткое содержание, мальчики и их рассказы. 6 класс

Заблудившись на охоте, рассказчик в темноте выходит к костру крестьянских мальчишек, которые пасут лошадей на лугу. Оставшись ночевать у огня, он разглядывает ребят и слушает их наивные рассказы о нечистой силе.

Содержание

  • Полный текст и аудиокнига

  • Краткое содержание. Рассказы мальчиков из «Бежина луга»

  • Характеристика мальчиков

  • Анализ: суть и тема рассказа

Иллюстрация А. Пахомова

Полный текст и аудиокнига

Полный текст рассказа «Бежин луг» можно прочитать в «Викитеке».

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание. Рассказы мальчиков из «Бежина луга»

Погожий июльский день подходит к концу. Рассказчик возвращается с охоты, настреляв много дичи, но сбивается с дороги. Окончательно заблудившись и едва не упав с обрыва, охотник узнает местность — это Бежин луг — и видит вдалеке огонек костра. Там деревенские мальчишки пасут табун лошадей. Рассказчик ложится у костра и, притворившись спящим, слушает истории ребят о встречах с нечистой силой.

Обложка книги с иллюстрацией А. Пахомова

Мальчиков пятеро. 14-летний Федя — самый старший, из богатой крестьянской семьи, он направляет разговор, задавая другим вопросы. 12-летний Павлуша — большеголовый, неказистый и бедно одетый, но умный и самый решительный из ребят. Ильюша — его ровесник, знаток волшебных историй, чье лицо выражает «тупую, болезненную заботливость». 10-летний Костя — задумчивый и пугливый веснушчатый мальчик. Ванюша — самый младший из ребят, лет семи, почти ничего не говорит, а лежит, укрывшись рогожей.

Ильюша по просьбе Феди рассказывает историю про встречу с домовым. Вместе с другими ребятами он работал на бумажной фабрике, и однажды надсмотрщик не отпустил их на ночь по домам, велев ночевать в рольне. Засыпая, дети слышали наверху чьи-то тяжелые шаги, потом дверь распахнулась и кто-то невидимый стал двигать форму и снимать крюк со стены.

Костя со слов отца рассказывает историю, почему плотник Гаврила всегда невеселый и молчаливый. Однажды заблудился Гаврила в лесу, пришлось заночевать под деревом. А ночью проснулся от того, что его зовет сидящая на ветке русалка — смеющаяся беленькая девушка с зелеными волосами. С трудом подняв руку, Гаврила перекрестился. Русалка перестала смеяться, горько заплакала, что теперь не сможет быть с плотником, и прокляла его. «Да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила вечно мрачен.

Ильюша начинает историю про псаря Ермила. Возвращаясь навеселе из города, на могиле утопленника возле плотины Ермил увидал барашка и решил взять с собой. А барашек вдруг стал глядеть ему в глаза, оскалил зубы и принялся отвечать псарю: «Бяша, бяша…»

История обрывается внезапно, потому что собаки поднимают лай и убегают в темноту. Павлуша прыгает на лошадь и бросается за ними, а вскоре возвращается: «Я думал, волк», но, видно, собаки почуяли что-то другое. Рассказчик любуется тем, как преобразился неказистый Павел, готовый с голыми руками скакать на волка: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью».

Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова

Ильюша снова берет слово, но в этот раз рассказывает про призрак покойного барина, который что-то искал на земле. Старик Трофимыч спросил привидение: что ищешь, батюшка Иван Иваныч? А тот отвечал, что ищет волшебную разрыв-траву — уж больно «могила давит», хочется выбраться.

Костя удивляется: ведь покойников можно увидеть только на родительскую субботу. Ильюша, лучше всех знающий сельские поверья, поправляет: на родительскую субботу можно увидеть, кому еще только предстоит умереть. Для этого надо сесть на паперть возле церкви и смотреть на дорогу — кто мимо пройдет, тот в ближайший год и умрет. Вот баба Ульяна так села и увидала Ивашку Федосеева, который вскоре помер. А потом увидела на дороге саму себя. Ульяна еще жива, но так ведь и год с тех пор еще не прошел…

Мимо пролетает белый голубок. Мальчишки обсуждают, может ли это быть праведная душа, летящая в рай.

Федя дает слово Павлуше, спрашивая: как у них в деревне отреагировали на солнечное затмение? Когда солнце исчезло, все напугались, рассказывает Павел, а больше всех перетрусил барин, который сам же предупреждал мужиков о грядущем затмении. В деревне поговаривали, что наступает конец света: появятся белые волки-людоеды, хищные птицы и Тришка.

Костя спрашивает: кто такой этот Тришка? Ильюша рассказывает: это такой «лукавый человек», который придет, когда наступят последние времена, и будет соблазнять народ христианский. А сделать с ним ничего нельзя будет: ни дубьем побить, ни в цепи заковать, ни в острог посадить.

По словам Павлуши, у них в деревне тоже ждали Тришку, вестника конца света. И когда с холма стал спускаться странный человек с большой головой, все страшно перепугались. Оказалось, впрочем, что это бочар Вавила: купил себе новый жбан, да и надел на голову. Мальчишки смеются.

Костя пугается чьего-то крика в темноте. Павел успокаивает: это цапля. Костя рассказывает о том, как недавно тоже слышал странный крик, когда шел он мимо бучила — глубокой ямы с водой. «В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, так, может быть, его душа жалобится», — предполагает Павлуша. Хотя это могла быть и лягушка.

Костя думает, что это мог кричать леший. Но знаток Ильюша объясняет: леший немой, он кричать не может. Сам он лешего, конечно, не видал, но вот один мужик из их деревни, когда заблудился в лесу, его видел — большого и темного.

Старший из ребят, Федя, спрашивает младшего, Ваню, почему к ним перестала ходить его сестра Анютка. Федя просит приводить ее, обещая гостинцы. Ваня обещает так и сделать, называет сестру «добренькой».

Павел уходит к реке набрать воды в котелок. Оставшиеся ребята обсуждают, как бы его не утащил водяной. Вот Акулина-дурочка из их деревни сошла с ума после того, как чуть не утонула в реке, знать, это «водяной ее испортил».

Костя рассказывает историю мальчика Васи, утонувшего в этой реке. Мать его словно чувствовала опасность, не пускала к воде. И утонул-то он странно: только что был на берегу с матерью, а потом вдруг исчез в реке. Только пузыри по воде да шапонька плывет.

Возвращается Павлуша и пугает ребят словами, будто бы сейчас слышал из реки зовущий его по имени голос утопленника Васи. Мальчишки решают, что это был водяной, а примета это дурная. Ничего, успокаивает Павел, своей судьбы не минуешь.

Разговор угасает вместе с костром. Кругом великолепная и безлунная летняя ночь. И мальчики, и охотник засыпают.

Рассказчик-охотник просыпается на заре. Все спят, лишь Павлуша приподнимается и пристально смотрит на него. Мужчина отправляется к дому. А через некоторое время мимо охотника проносится отдохнувший табун — мальчишки гонят лошадей по своим деревням.

Рассказ заканчивается словами о том, что в том же году Павлуша погиб: но не утонул, как обещала примета, а упал с лошади. «Жаль, славный был парень!» — сокрушается рассказчик.

Характеристика мальчиков

Пять мальчиков — это пять разных характеров: степенный Федя, смелый Павлуша, трусливый Костя, знающий все деревенские легенды Ильюша и маленький неразговорчивый Ваня. У каждого из рассказчиков своя манера разговора.

Федя — старший из мальчиков, на вид лет 14. Стройный, белокурый и кудрявый, с красивыми и тонкими чертами лица. Он явно из богатой семьи и одет лучше всех: в пеструю рубаху, новый армячок, у него собственные, а не отцовские сапоги. Федя отправился с ребятами ради развлечения, а не по необходимости. Он неформальный лидер всей компании. Сам Федя говорит мало и с достоинством, но с помощью вопросов «дает слово» то одному, то другому мальчику.

Федя. Иллюстрация А. Пахомова

Павлуша — приземистый парнишка лет 12, с большой головой и бледным рябым лицом. Одет он в простую рубаху и штаны с заплатами. Этот неказистый малый особенно нравится рассказчику: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Павел успокаивает пугливого Костю, объясняя странные звуки в ночи. Он же бросается разузнать, отчего всполошились собаки, не боится возможной встречи с волком. Идет набрать воду к реке, пока остальные ребята пугают друг друга историями про водяного, и возвращается с рассказом, будто слышал голос утопленника. В конце рассказа читатель узнает, что Павлуша вскоре погиб, упав с лошади.

Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова

Ильюша — 12-летний мальчик с невыразительным «подслеповатым» лицом, сначала не производит на рассказчика впечатления. Но именно он оказывается главным хранителем деревенских легенд: Ильюша встречался с домовым, знает про призрак старого барина и повадки лешего, про антихриста Тришку. Заметная часть произведения — это именно рассказы Ильюши.

Ильюша. Иллюстрация А. Пахомова

Костя — тщедушный, бедно одетый мальчик лет 10 с задумчивыми и грустными глазами. Эти глаза, как показалось рассказчику, «хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов». Костя трусоват, пугается ночных звуков, волков и нечистой силы.

Костя. Иллюстрация А. Пахомова

Ваня — младший из детей, ему всего около семи лет. Сперва рассказчик его даже не замечает, потому что ребенок спит, укрывшись грубой тканью — рогожей. Ваня, кудрявый и русый, слегка картавящий, почти не участвует в разговоре старших: то ли стесняется, то ли устал, потому что еще мал.

Ваня. Иллюстрация А. Пахомова

Анализ: суть и тема рассказа

Темой рассказа можно считать жизнь и мировоззрение крестьянских детей. Из разговоров, подслушанных охотником, мы узнаем, о чем думают эти простые, симпатичные ребята, что их пугает и завораживает.

В советское время «Записки охотника» преимущественно рассматривали как завуалированную критику крепостнической России. Цикл действительно проникнут сочувствием к судьбе простого человека, но Тургенев не просто рассказывает о тяжелой судьбе деревенских ребят.

«Бежин луг» можно воспринимать не только как рассказ о крестьянских детях, но и как поэтическое описание природы родных мест Тургенева с добавлением местного фольклора, и как философское произведение о связи человека с природой, перечисляет Р.Ю. Данилевский в статье «Реальности Бежина луга».

«Бежин луг» — это и описания природы с чудесным «запахом русской летней ночи», и галерея психологических портретов, и очарование ночных рассказов у костра. При всем реализме и документальности (описывается реальный Чернский уезд Тульской губернии, реальный Бежин луг) рассказ проникнут загадочностью. Начинаясь и оканчиваясь картинками неба, он создает ощущение огромных пространств, вдохновляет и в то же время рождает чувство смутной тревоги, констатирует Данилевский.

Иван Сергеевич Тургенев свою литературную задачу описывал так: «сквозь игру случайностей добиваться до типов — и со всем тем оставаться верным правде». Оттого новые стороны в его литературном наследии можно открывать бесконечно. По словам Р.Ю. Данилевского, «Записки охотника» похожи на «родник, вода в котором не убывает, сколько ни черпай».

  • Другие новости