Пришедший с мечом от меча и погибнет: Евангелие и Александр Невский. Что это значит и кто сказал?

Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут — цитата из Евангелия от Матфея (глава 26, стих 52). Эти слова произносит Иисус Христос, когда его приходят схватить и обречь на казнь, а один из учеников хватается за оружие и пытается защитить учителя от толпы.

Пришедший с мечом от меча и погибнет: Евангелие и Александр Невский. Что это значит и кто сказал?

И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;

Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?

Евангелие от Матфея. 26:51-54

В Евангелии от Иоанна сообщается, что меч выхватил апостол Петр. «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (18:11).

В Евангелии от Луки сказано, что Христос чудесным образом вылечил раненного: «Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его» (22:51).

Арест Христа. Неизвестный художник середины XV века. Wikimedia

Существует синонимичное латинское крылатое выражение «Кто мечом воюет, от меча и погибает» — Qui gladio ferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит).

«Все, взявшие меч, мечом погибнут». Как это понимать?

С древних времен богословы дают разные толкования этим словам Иисуса, от буквальных трактовок до самых общих и отвлеченных. Например: каждому воздастся по делам его; насилие порождает насилие; праведник не должен совершать зла даже ради благой цели.

«В подлиннике нет повелительного наклонения будущего времени, — пояснял видный библеист XIX века Александр Лопухин. — Августин затруднялся толкованием этих слов. Другие думают, что здесь — общая мысль, напоминающая древний закон о мести (Быт. 9:6), или народное выражение (пословица), по которому наказанием для каждого служат его недостатки (ср. Откр. 13:10)».

Сам Лопухин полагал, что эти слова нельзя воспринимать буквально: так, апостол Петр больше ни на кого меча не поднимал, но сам погиб мученической смертью.

«Не остается ничего больше, как понимать выражение только в общем смысле… Христос, произнося Свои слова, запретил всем людям иметь меч и употреблять его в качестве защиты или для производства насилия», — подытоживал богослов.

«Арест Иисуса Христа». Альбрехт Альтдорфер, XVI век

«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!» При чем тут Александр Невский

В классическом фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» новгородский князь, разгромив в Ледовом побоище 1242 года немецких рыцарей, назидательно говорит послам Ливонского ордена: «Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!»

В исторических источниках о жизни Александра Невского подобные слова не упоминаются. Их вложил в уста князя автор сценария — советский писатель Петр Андреевич Павленко. Фильм вышел в 1938 году, в атеистическую сталинскую эпоху, и по понятным причинам никак не подчеркивается, что эта реплика — аллюзия на евангельский текст.

Благодаря фильму до сих пор многие уверены, что «кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» — слова Александра Невского. Их цитируют как предостережение агрессорам, напоминание о готовности дать отпор врагам.

Фильм Эйзенштейна о новгородском князе, разбившем немцев, обрел новое звучание после начала Великой Отечественной войны. В 1942 году (к 700-летию Ледового побоища) в СССР учредили орден Александра Невского. Чтобы изображение было узнаваемым, художник поместил на орден профиль актера Николая Черкасова, который сыграл Александра Невского в фильме.

Советский орден Александра Невского. Wikimedia / Dojarca

  • Другие новости