Что такое эпифора в литературе? Примеры эпифоры. Эпифора и анафора

Эпифора — это повторение звуков, слов, выражений в конце смежных отрезков текста. Эпифора может повторяться в конце предложений, строк, стихотворных строф. Например, в знаменитом стихотворении Пастернака рефреном повторяются две строчки:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Борис Пастернак

Эпифора — противоположность анафоре, то есть повтору в начале смысловых отрезков. И эпифора, и анафора — стилистические приемы, позволяющие подчеркнуть смысл определенных слов, усилить эмоциональную окраску текста.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Н.В. Гоголь

Слово эпифора происходит от древнегреческого ἐπιφορά — принесение, прибавление. Ударение ставится на второй слог эпи́фора.

Иногда эпифорой также называют стертую метафору. Об этом значении слова подробнее читайте в статье: Что такое метафора? Примеры метафоры в русском языке.

Эпифора в риторике

Эпифора используется и в литературе, и в риторике — когда говорящий раз за разом бьет в одну точку, убеждая слушателей.

Древнеримский оратор Цицерон использовал этот прием во второй филиппике против Марка Антония: «Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, — истребил их Антоний. Вы не досчитываетесь прославленных граждан — и их отнял у нас Антоний. Авторитет нашего сословия ниспровергнут — ниспроверг его Антоний».

За многие века этот прием не утратил актуальности. Так, в 1916 году, в ходе Первой мировой войны, лидер партии кадетов Павел Милюков выступал в Думе с критической антиправительственной речью. Каждую свою претензию к министрам он завершал вопросом-эпифорой: «Что это — глупость или измена?»

Виды эпифоры: грамматическая, лексическая, риторическая

Эпифора, как и анафора, бывает различной — повторяться могут не только слова, но и звуки, обороты речи, риторические фигуры и т.п.

  • Подробнее читайте в статье: Что такое анафора. Виды и примеры анафоры

Грамматическая эпифора — это повторение словоформ и звуковых рядов. По сути, любая идеальная рифма является грамматической эпифорой:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

А.С. Пушкин

Лексическа (словесная) эпифора — повторение одних и тех же слов, это частный случай лексического повтора.

Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один — серый, другой — белый,
Два весёлых гуся.
Один — серый, другой — белый,
Два веселых гуся!

В стихах лексическая эпифора превращается в тавтологическую рифму — когда рифмуются одинаковые слова:

Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю, сказало злато;
Все возьму, сказал булат.

А.С. Пушкин

Риторическая эпифора -повторение восклицаний и других риторических оборотов.

Развернутая эпифора содержится в пушкинском стихотворении «Моя родословная». Каждую строфу Пушкин заканчивает одним и тем же словом, иронически называя себя мещанином, а не дворянином: «И я родился мещанин», «Я просто русский мещанин» и т.п.

Эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора. Но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) — гораздо чаще, отмечал литературовед Михаил Гаспаров.

Эпифора в литературе. Примеры

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
А.С. Пушкин

Прорытые временем
Лабиринты —
Исчезли.
Пустыня —
Осталась.

Несмолчное сердце —
Источник желаний —
Иссякло.
Пустыня —
Осталась.

Закатное марево
И поцелуи
Пропали.
Пустыня —
Осталась.

Умолкло, заглохло,
Остыло, иссякло,
Исчезло.
Пустыня —
Осталась.
Федерико Гарсиа Лорка (перевод Марины Цветаевой)

Милый друг, в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в тихом доме
Возле мирного огня.
Александр Блок

Это есть художник Альтман, очень старый человек.
По-немецки значит Альтман — очень старый человек
Осип Мандельштам

Одиночество с Вами… Оно такое,
Что лучше и легче быть ОДНОМУ.
Оно обнимает густою тоскою,
И хочется быть совсем ОДНОМУ.
Тоска эта — нет! — не густая — пустая.
В молчаньи проще быть ОДНОМУ.
Птицы-часы, как безвидная стая,
Не пролетают — один к ОДНОМУ.
Но ваше молчание — не беззвучно,
Шумы, иль тень их, все к ОДНОМУ.
С ними, пожалуй, не тошно, не скучно,
Только желанье — быть ОДНОМУ.
В этом молчаньи ничто не родится,
Легче родить самому — ОДНОМУ.
В нем только что-то праздно струится…
А ночью так страшно быть ОДНОМУ.
Может быть, это для вас и обидно.
Вам, ведь, привычно быть ОДНОМУ —
И вы не поймете… И разве не видно,
Легче и вам, без меня — ОДНОМУ.
Зинаида Гиппиус

Есть время любить,
Есть — писать о любви.
Зачем же просить:
«Мои письма порви»?
Мне радостно —
Жив на земле человек,
Который не видит,
Что времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что вдоволь хлебнула
И счастья, и слез…
Не надо просить:
«Мои письма порви!»
Есть время любить,
Есть — читать о любви.
Юлия Друнина

Ну, а я… Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть кой-где, что верят в бога.
Нет попа,
А я и тут.

Там жених с невестой ждут, —
Нет попа,
А я и тут.

Там младенца берегут, —
Нет попа,
а я и тут.
Александр Твардовский

Самое лучшее
и дорогое —
Родина.
Горе твое —
это наше
горе,
Родина.

Правда твоя —
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя —
это наша
слава,
Родина!
Роберт Рождественски

  • Другие новости