Человек в коме часто не реагирует на внешние стимулы: он не отвечает и не двигается в ответ на слова родственников или медицинского персонала, а также не выполняет простые задания, такие как «подними палец вверх». Тем не менее, международное исследование показало, что более чем у четверти пациентов в коме мозг отвечает на внешние воздействия. Это исследование, охватывающее четыре страны, является первым крупным исследованием на эту тему.
Ситуация, когда человек с нарушенным сознанием (например, в состоянии комы) не демонстрирует физической реакции, но его мозговая активность фиксируется, называется когнитивно-моторной диссоциацией. В последние годы это явление активно изучается. Ранее проведенные исследования, в частности среди пациентов с черепно-мозговыми травмами, показывали, что когнитивно-моторная диссоциация наблюдается у значительного числа людей в коме — от 15% до 25%.
Тем не менее, предыдущие работы охватывали лишь небольшое количество пациентов в рамках одного медицинского учреждения, из-за чего их результаты носили локальный характер. Считается, что систематического изучения когнитивно-моторной диссоциации среди людей с нарушением сознания не проводилось.
Международная исследовательская группа осуществила первое крупное исследование, проанализировав мозговые активности 353 пациентов в коме с использованием двух методов. Процент пациентов, реагирующих на внешние стимулы на уровне мозговой активности, превысил предполагаемые показатели.
Исследование проводилось в Бельгии, Франции, Великобритании и США с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и электроэнцефалографии (ЭЭГ). Некоторые из пациентов проходили тестирование с применением обоих методов, тогда как у других был доступ только к одному. В общей сложности в исследовании приняли участие 353 человека, и у третьей части выборки (112 человек, 31%) была замечена способность к реагированию на внешние стимулы, например, в виде незначительных движений.
Во время тестирования при помощи фМРТ и ЭЭГ пациентов просили вообразить, что они играют в теннис или сжимают и разжимают руку. Исследователи непрерывно повторяли команды в течение 15-30 секунд, делая паузы между ними. Тестирование проводилось в общей сложности от шести до восьми раз.
Среди пациентов, которые не могли физически реагировать на команды, у 25% была зафиксирована мозговая активность, соответствующая заданиям. Эти участники были в основном моложе, а травма головного мозга у них произошла относительно давно. У больных в коме, которые могли заметно реагировать на словесные команды, мозговая активность фиксировалась в 38% случаев.
У исследования имеются определенные ограничения. Например, не все медицинские центры предоставляли пациентам одинаковые задания, и не везде использовались оба метода фиксирования мозговой активности. Тем не менее, авторы исследования считают, что их работа скорее недооценена, чем переоценена в отношении доли людей, сохраняющих сознание во время комы. Они отметили, что уровень когнитивно-моторной диссоциации был наивысшим среди тех пациентов, которые прошли и фМРТ, и ЭЭГ. Таким образом, если бы оба метода применялись для каждого участника, общий процент мог бы быть еще выше.
Исследователи подчеркивают, что выявление людей, которые, несмотря на коматозное состояние, остаются сознательными, крайне важно. Это знание обладает значением для врачей и членов семьи, так как поможет лучше принимать решения о дальнейшем лечении и обеспечении жизнедеятельности пациентов.
Ранее нейробиологи объяснили, как анестезия «отключает» сознание. Анестетики широко применяются в медицинской практике, однако причина, по которой они лишают пациента сознания, до сих пор не была полностью изучена. Подробнее – здесь.