Мы имеем противоречивое восприятие старости: с одной стороны, пожилым людям полагается проявлять уважение и слушать их советы, однако в глубине души многие из нас испытывают страх перед старением. Не стоит заблуждаться, что раньше ситуация была иной: даже в Средние века последний этап жизни вызывал у людей разнообразные эмоции — от отвращения до восхищения. Интересно, как рано люди начинали стареть в ту эпоху.
Существует мнение, что в Средневековье практически все умирали молодыми. Средний возраст людей, похороненных на средневековых кладбищах, действительно может поразить современного человека. Например, на территории Древней Руси этот показатель колебался от 32 до 43 лет (на юге и западе люди жили дольше, чем на севере и востоке). Также стоит учитывать высокую детскую смертность: малыши и дети более старшего возраста нередко умирали из-за болезней или плохих условий жизни. Однако те, кто преодолел порог зрелости, имели реальные шансы дожить до старости. Исследователи неоднократно пытались оценить процент пожилых людей среди средневековых европейцев. Они предполагают, что их доля варьировала от 5% до 9%. Для сравнения, в настоящее время около 16% россиян старше 65 лет.
Точно определить возрастную границу старости в Средневековье сложно, так же как и в современности. Исторические источники иногда устанавливают этой границей 50 лет, но ученые считают, что это скорее дань уважения к Библии, чем отражение действительности. Под влиянием священных текстов средневековые ученые, перечисляя этапы жизни человека, часто указывали 50 лет как нижнюю границу понятия gravitas (зрелость) или senectus (старость).
Интересно, что человек мог сам объявить себя стариком практически в любом возрасте. В конце Средневековья сорокалетний Эразм Роттердамский писал о том, что угасание молодости начинается уже «после седьмого пятилетия» жизни, то есть после 35 лет.
Закат жизни в Средние века часто становился настоящим испытанием, но некоторым везло больше. Наиболее «комфортная» старость в ту эпоху ожидала духовных лиц: монахов и священников. Хотя их статус не спасал от болезней или потери рассудка, он предоставлял больше свободы в выборе. Пожилой клирик мог — и зачастую был обязан! — оставаться на своей должности до самой смерти, даже если не справлялся с ней. Для тех, кто не хотел оставаться на своем посту в зрелом возрасте, существовали варианты, позволяющие уйти с должности.
У мирян возможности для достойной старости были ниже. В основном судьба зависела от социального статуса: чем выше положение, тем больше шансов провести жизнь в спокойствии и достатке.
У крестьян все зависело от местных обычаев. В некоторых регионах старший член семьи передавал все обязанности одному из сыновей, и тот становился главой семьи. В других местностях пожилой отец оставался «патриархом» до самой смерти. За физическую работу в основном отвечали молодые родственники, но основные решения принимал он и имел право распоряжаться финансами. Это положение, естественно, открывало старшему поколению гораздо больше возможностей.
Со временем в Византии и в Западной Европе появлялись «дома престарелых» (в Восточной империи они назывались герокомейонами). Иногда специальные отделения для пожилых устраивались в больницах. Однако мест в этих учреждениях было чрезвычайно мало. Например, в «образцовом» монастыре Христа Пантократора в Константинополе в герокомейоне могли одновременно проживать только 24 мужчины. При этом в XII веке, когда монастырь был основан, население Константинополя превышало триста тысяч человек.
Женщинам в Средние века было трудно, а в старости — особенно сложно. Помимо обычных неизбежных трудностей, они сталкивались с предвзятостью и мизогинией. Это четко видно в средневековой литературе, полной образов отталкивающих, злобных и коварных старух. Проповедники не стеснялись в выражениях, обвиняя пожилых женщин в колдовстве: якобы их злые чары и зелья вызывали у одних греховную страсть, а других лишали мужской силы. Эти проповеди укрепляли распространенные предубеждения, которые затем привели к ужасным векам охоты на ведьм.
Мы также рассказывали, как в Средневековье проходили суды над животными. В те времена считалось, что Божественный порядок всегда должен торжествовать. На земле его обеспечивали закон, а также светский и церковный суды.