Шлепки негативно сказались на когнитивном развитии детей – учёные

Недавние исследования, основанные на продолжительных данных более 12 тысяч детей, подтверждают негативное влияние физического наказания на психическое состояние ребенка. У детей, подвергавшихся шлепкам, наблюдался низкий уровень развития исполнительных функций. Исполнительные функции — это базовые когнитивные процессы, включающие контроль действий и когнитивную гибкость, необходимые для регулирования поведения и обучения.

Шлепки негативно сказались на когнитивном развитии детей – учёные

Freepik

Некоторые взрослые по-прежнему считают, что в некоторых случаях подобные «воздействия» являются необходимыми с педагогической точки зрения.

Психологи и другие специалисты утверждают, что физическое наказание, включая шлепки, наносит такие же травмы, как и другие формы физического воздействия. Однако в прошлом исследования больше фокусировались на последствиях для поведенческого развития детей, а связь между шлепками и когнитивным развитием изучалась меньше.

Профессор социологии Джихе Кан и профессор психологии Кристина Родригес из Университета Старого Доминиона (штат Вирджиния, США) решили заполнить этот пробел. В их работе, опубликованной в журнале Child Abuse & Neglect, отмечается, что даже редкое физическое наказание может оказывать влияние на когнитивное развитие ребенка.

Ученые проанализировали данные лонгитюдного исследования «Early Childhood Longitudinal Study», которое включало наблюдение за приблизительно 18 170 американскими детьми с момента посещения ими детского сада до начальной школы. Для выявления влияния шлепков на три ключевые составляющие исполнительных функций — контроль действий, когнитивную гибкость и рабочую память, исследователи изучили около 12 800 детей в возрасте от пяти до шести лет.

Шлепки негативно сказались на когнитивном развитии детей – учёные

Freepik

Для оценки контроля действий у детей, то есть их способности контролировать импульсивные реакции и выбирать более рациональное поведение при решении задач, исследователи использовали данные опросов воспитателей. Для изучения когнитивной гибкости, то есть способности быстро переключаться между задачами, был проведен тест на сортировку детей с использованием карточек («Dimensional Change Card Sort»). Рабочая память была оценена с помощью заданий из теста на когнитивные функции «Вудкока-Джонсона», в которых детей просили повторять последовательности чисел в обратном порядке.

Информацию о том, подвергались ли дети физическому наказанию в течение последней недели, сообщили их близкие, в основном матери. Чтобы исключить возможные искажения, ученые использовали метод сопоставления с балансированием, учитывающий различные факторы. Этот статистический метод позволил установить, что наблюдаемые различия между группами детей, подверженных и не подверженных физическому наказанию, были именно связаны с таким воздействием, а не с другими факторами.

В результате исследования ученые пришли к выводу, что физическое наказание пятилетних детей коррелирует с низким уровнем контроля действий и когнитивной гибкости у них в шестилетнем возрасте. Эта связь наблюдалась даже при редком применении наказания. Что касается рабочей памяти, то после исправления возможных искажений связь не подтвердилась.

Однако профессор Кан отмечает, что не удалось установить связь между физическим наказанием и рабочей памятью, которая является ключевой составляющей исполнительных функций. Это расхождение с результатами предыдущих исследований может быть связано с различиями в модели сопоставления данных.

Ранее мы рассказывали, что влияние медитаций на мозг отследили на энцефалограмме. В эксперименте участвовал 51-летний Дэниэл Ингрэм, который медитировал различными способами в течение 26 лет (более 23 тысяч часов).

  • Другие новости