Жизнь после краха: что будет с автомобильным рынком в 2023 году

Продажи новых автомобилей в России по итогам 2022 года рухнули на 58,8%, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За 12 месяцев брендам и дилерам удалось реализовать 687 370 машин против прогнозируемых в начале года 1,3 млн единиц. Несмотря на обвал рынка в 2022 году и его «архаичное состояние», в АЕБ считают, что в 2023 году ситуация будет улучшаться. Что будет с авторынком в России в 2023 году.

Жизнь после краха: что будет с автомобильным рынком в 2023 году

Свято место не пустует 

2022 году характеризовался масштабным уходим из России крупных автопроизводителей. Полностью покинули страну Renault, Nissan, Infiniti, Ford. Прекратили производство Mazda, Mercedes—Benz, BMW. Заморозили свое присутствие и заводы все представленные бренды из Volkswagen Group, а также Kia и Hyundai, Stilantis, Mitsubishi и другие.

Однако появились и новые игроки, которые поддержали статистику АЕБ. Например, это российская марка электромобилей Evolute и премиальное подразделение концерна Chery — бренд Omoda. Продукция завода «Москвич» в статистику 2022 года не попала, ведь в прошлом году дилеры только начали прием заказов, отмечает Autonews. Также продажи в 2022 году начал новый китайский бренд Voyah — возможно, он пока не стал членом АЕБ и не успел предоставить нужную статистику.

Из 687 370 проданных в России автомобилей 81 060 шт., или 11,8% составили легкие коммерческие машины, 334 933 шт., или 48,7% — внедорожники. Также АЕБ зафиксировала продажу 840 электрокаров. Все это официальная статистика брендов, и, судя по этому, большинство электромобилей в России реализовал Evolute.

Жигули – наше все 

Звание самого популярного автобренда в России по итогам 2022 года сохранил АвтоВАЗ: под маркой Lada было продано 188 645 машин, при этом падение составило 46% (-350 714 единиц). Компания была вынуждена временно остановить производство весной, но после вновь начала выпускать Granta, Niva Legend и Niva Travel.

Впрочем, Lada могла и потерять свое лидерство из-за наступления корейских Kia или Hyundai, отмечают эксперты. Ведь даже после полной остановки производства в первой половине 2022 года Kia и Hyundai заняли второе и третье места по продажам на российском рынке с результатом 66 095 (-68%) и 54 811 (-67%) единиц. Впрочем, в2023 году конкуренции для АвтоВАЗа со стороны этих брендов пока не ожидается — производственные площадки по — прежнему стоят.

На четвертом месте с результатом 42 110 (-25%) оказался ГАЗ, который продает коммерческие автомобили. При этом в пятерку лидеров попал китайский бренд Chery, умудрившийся показать прирост на 4% — до 38 497 проданных машин. На шестом месте оказался ушедший из России Renault, который успел продать 39 578 машин (-70%), причем остатки моделей до сих пор есть у дилеров. Хорошие показатели по меркам обвалившегося рынка показали и другие китайцы — Haval (33 642 машин,  -14%), Geely — (24 419, -1%), Exeed (13 686 машин, +264%), Changan — (5 627 машин, -1%).

Новые бренды и электромобили

Согласно прогнозам АЕБ, в 2023 году в России будет продано 770 тыс. новых автомобилей, включая легковой коммерческий транспорт. Это на 12% больше, чем в 2022 году. При этом в АЕБ в этот прогноз не заложили те дополнительные объемы поставок новых машин в Россию, которые приедут по параллельному импорту. Это означает, что итоговые показатели должны оказаться выше.

Также в России продолжится появление новых автобрендов. По мнению экспертов АЕБ, в стране появятся минимум 5 —7 новых игроков, в том числе, из Китая. В АЕБ продолжают считать российский авторынок «емким», а объемы автопарка — «огромными». У россиян есть потребность в смене автомобиля, кроме того, значительно развиваются продажи на вторичном рынке, а также использование различных сервисов для аренды машин, отмечают эксперты.

Кроме того, по оценке представителей отрасли, в России в 2023 году ожидается резкий рост продаж электрокаров — до 15 —16 тыс. штук. Но при покупке таких автомобилей обязательно должны действовать госпрограммы по стимулированию спроса, считают специалисты. Это, к примеру, льготное автокредитование, по которому можно получить скидку 30% от стоимости машины на первый взнос.

Ставка на импорт

А вот прогноз Мипромторга относительно перспектив рынка в 2023 году боле оптимистичен, чем у АЕБ. Продажи новых легковых автомобилей в России в 2023 году составят 960 000 единиц, но лишь 470 000 из которых будет приходиться на локальное производство, пишут «Ведомости» со ссылкой на новую стратегию развития автопрома до 2035 года

Достижение обозначенных целей более чем наполовину зависит от импорта, следует из стратегии. На него, согласно документу, будет приходиться 490 000 реализованных в этом году легковых машин. Это в 2,5 раза больше, чем было ввезено в страну в 2022 г.

При этом в стратегии на 2023 году заложен даже меньший объем локального производства, чем публично озвученный автоконцернами. Однако некоторые эксперты полагают, что автозаводы не смогут выполнить заявленные планы по выпуску, поэтому цели Минпромторга в отношении локального производства более реальны

Мало и дорого

В АЕБ не исключают, что появление на рынке большего количества альтернативных предложений по параллельному импорту должно привести к снижению цен на автомобили, которые за недавнее время значительно выросли.

Дилеры уже дали понять, что будут наращивать объемы по ввозу машин по параллельному импорту в обход брендов и их гарантийных обязательств. Однако предпосылок для заметного снижения цен многие участники рынка и аналитики не видят. В 2023 году причин для снижения цен у дилеров нет: автомобилей на рынке мало, а никаких послаблений в части ввозных пошлин не ожидается, говорят эксперты.

Еще одна проблема для рынка заключается в том, что в России сложился дефицит автомобилей нижнего ценового сегмента. Так, нишу, которую ранее занимали Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Kia Rio китайским брендам занимать не так интересно — эти игроки предпочитают работать в более дорогих сегментах, где доходность выше. А возобновления производства Lada Vesta еще придется подождать, резюмируют специалисты.

 

 

  • Другие новости