Старообрядцы возникли в результате раскола Русской православной церкви, что стало реакцией на реформы патриарха Никона в 1650-х годах. Его цель заключалась в том, чтобы переписать церковные учения и изменить обряды, чтобы они соответствовали канонам греческой церкви.
Царь Алексей Михайлович Романов поддержал патриарха, полагая, что единство русской и греческой церквей укрепит мощь и влияние государства.
Раскольники и реформы Никона
Реформации Никона изменили церковную литературу и обряды, существовавшие с 988 года, когда Русь приняла крещение. Тех, кто не согласился с преобразованиями, стали называть раскольниками, и указом царевны Софьи их объявили вне закона.
Раскольников преследовали: отлучали от церкви, лишали имущества и гражданства, а их браки считались нелегитимными. Дети, рожденные в таких семьях, оставались незаконнорожденными. Тем, кто не отказался от убеждений, причиняли физические страдания, и многие были вынуждены скрываться в удаленных уголках России или за ее пределами.
Легализация раскольников как старообрядцев
Только в 1864 году произошла легализация церковного раскола. Указ императора Александра II установил «Правила» для старообрядцев, и анафема была снята с раскольников.
Тем, кто не желал отказываться от традиций, теперь разрешали проводить богослужения по старообрядческим книгам, следуя примеру великих святых: князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских.
Сторонникам «истинного православия» разрешили продолжать молиться по-старому:
-
осенять себя двумя перстами;
-
совершать литургию на семи просфорах;
-
кланяться 16 раз до земли, вместо 4 раз в пояс;
-
вести крестные ходы против солнца;
-
называть Творца Исусом, а не Иисусом;
-
петь двойную, а не тройную аллилуйю;
-
устанавливать восьмиконечные кресты.
В 1929 году Синод при митрополите Сергии, который потом стал патриархом Московским и всея Руси, отменил решения соборов 1656 и 1667 годов и признал старые обряды спасительными.
В 1971 году Поместный собор Русской православной церкви подтвердил постановление Священного Синода от 1929 года, приравняв «cпасительность» старых обрядов к современным.
Различие между старообрядцами и староверами
Старообрядцев иногда путают со староверами. Несмотря на общий корень слова «cтар», это не синонимы. Старообрядцы — это раскольники, отказавшиеся принять новшества Никона и верящие в Исуса. Староверы же придерживаются дохристианского мировоззрения и чтят Славянские веды.
Часто в источниках происходит путаница между этими двумя понятиями. Существует мнение, что она возникла, когда раскольники, спасаясь от преследований, нашли приют у староверов в Приморье и на Беловодье. Хотя у них общий этнос, вера и летоисчисление различаются.
Старообрядчество существует и по сей день. Православные раскольники, спасаясь от гонений, поселились в разных странах и образовали общины в Европе, Австралии, Америке, Уганде и Пакистане. Однако наибольшее количество старообрядцев проживает в России — старообрядческие храмы находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Благодаря старообрядцам древлеправославие сохраняется в той форме, в которой его исповедовали русские люди на протяжении шести с половиной столетий, до реформ Никона.