Классицизм: опора на древние традиции
Классицизм представляет собой значительный стиль в европейском искусстве, охватывающий период с XVII по XIX век. Он основан на принципах античного искусства Древней Греции и Рима. Искусство классицизма подчиняется строгим канонам и иерархиям, оно направлено на воспитание нравственности и просвещение общества. Стиль стремится к вечным и идеальным темам, отбрасывая мимолетность и случайности.

Как и многие другие великие стили, классицизм проникает во все области искусства: архитектуру, литературу, скульптуру, живопись, театр и музыку.
История возникновения классицизма
Термин «классицизм» происходит от латинского слова «classicus», что означает «образцовый». Считается, что стиль зародился в Западной Европе XVII века, особенно во Франции и Италии. Вторая волна классицизма, известная как «неоклассицизм», пришлась на вторую половину XVIII и начало XIX веков, когда стиль также начал развиваться в России, где его именуют «русским классицизмом».
Классицизм в Европе и России
Важно помнить, что классицизм и неоклассицизм в Европе и России охватывают разные временные периоды. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, в то время как европейский классицизм появился на век раньше, а российский неоклассицизм — на век позже.
Европа |
Россия |
|
Классицизм |
XVII век |
Конец XVIII — начало XIX века |
Неоклассицизм |
Конец XVIII — середина XIX века |
Конец XIX — начало XX века |
Основные идеи классицизма
Влияние идей эпохи просвещения и философии рационализма Декарта на классицизм было огромным. В этом стиле разум ставится выше чувств, он становится единственным источником гармонии и красоты. Искусство должно быть ясным и стройным, подчиненное строгим законам логики с целью «научать, радуя».
Иерархия жанров классицизма
В классицизме искусство должно было выполнять воспитательную функцию, поэтому возникла строгая иерархия жанров. В живописи и литературе каждый жанр имел своё место, и смешивание жанров считалось недопустимым:
В живописи наивысшим жанром была признана историческая живопись, охватывающая события истории и мифологии, с моральным подтекстом. Низшей же категорией считались картины на повседневные темы, натюрморты и портреты.
В литературе трагедии, оды и мифологические сюжеты считались высокими жанрами, тогда как басни и комедии находились в нижней категории. Тем не менее, низшие жанры активно развивались, как, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.
В русском классицизме Михаил Ломоносов ввел иерархию жанров в рамках теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды и трагедии, средним — драмы и сатира, низким — комедии и басни.
Признаки классицизма
Основным признаком классицизма является подражание античности. Художники обращались к темам античности сразу после окончания средневековья, и в XVII веке Древний Рим и Греция стали «золотым стандартом» искусств. Античные мотивы присутствуют во всех формах искусства того времени.
Классицизм в театре
Театральный канон включал правило единства времени, места и действия, заимствованное у античных греков. Пьесы должны освещать один конфликт, происходящий в течение суток и в одном месте. В таком формате работали Корнель, Расин и Мольер, придавая большое значение поучению и конфликту между долгом и чувствами.
Классицизм в поэзии
В поэзии стихи также должны были страдать под строгие требования разума: форма и содержание должны быть ясными и красивыми без потери изящности. Знаменитые поэты классицизма, такие как Никола Буало и Михаил Ломоносов, писали книги о поэтических формах, вводили структуру и высокую патетику в свои произведения. Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил первый системный подход к русскому стихосложению — «силлабо-тоническую реформу».
Классицизм в архитектуре
Классицизм пришел в архитектуру на смену барокко, причем его принципы были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио. Архитектура этого стиля отличается четкими и логичными формами, строгим декором и античными храмовыми ордерами, которые применялись даже в частных домах.
Классицизм многократно изменялся, принимая различные формы, включая наполеоновский ампир, опиравшийся на вдохновение от имперского Рима, а также архитектуру Санкт-Петербурга, которая является замечательным примером классицизма.
Классицизм и сентиментализм
Сентиментализм, возникший на рубеже XVIII и XIX веков, выступал как противовес рационализму классицизма. Если классицизм акцентирует разум, долг и героизм, то сентиментализм ориентирован на чувства, эмоции и внутренний мир. В сентиментализме доминирует чувствительность персонажей, противопоставляя себя прямолинейности классицизма. В этом направлении границы жанров становятся более мягкими, а античные элементы применяются менее формально.
Романтизм, появившийся после сентиментализма, стал революционным движением против идеологии классицизма. Однако мода на классицизм и его элементы продолжала периодически возвращаться; в России конец XIX века порой именуется как период «неоклассицизма», а элементы классицизма присутствуют в архитектуре вплоть до середины XX века, ярким примером чего является «сталинский ампир» в Москве.