Рамиль Шамсутдинов и бойня в войсковой части под Читой: что известно?

Солдат-срочник Рамиль Шамсутдинов, расстрелявший в войсковой части под Читой восьмерых военнослужащих, отправлен под арест. AllDaily рассказывает о самом стрелке, его жертвах и возможных причинах случившегося.

Рамиль Шамсутдинов и бойня в войсковой части под Читой: что известно?

Что известно о Рамиле Шамсутдинове

Рамиль Шамсутдинов родом из поселка Северный Вагай в Тюменской области. Сейчас ему 20 лет (1999 г.р.). Всего в его семье три брата, и всех воспитывал отец.

Рамиль с детства мечтал о службе в армии и увлекался греко-римской борьбой. В школе он учился в специализированном кадетском классе. Занимался в группе добровольной подготовки к службе в армии «Русичи». Парень умел метать гранату, стрелять из пневматической винтовки, разбирать и собирать автомат, пишет «Комсомольская правда».

В подростковом возрасте посещал оборонно-спортивные лагеря. Во время визита в один из них Рамиль рассказывал журналистам о своем желании пойти в военное училище после школы и попасть в армию. Юноша говорил, что в лагере все хорошо организовано и у него появилось много друзей.

Наставник кадетского класса Семен Зайнуллин рассказал КП, что Шамсудтинов был неконфликтным и целеустремленным. У него хорошая, благополучная семья. Его отец Салим Шамсутдинов во вторую Чеченскую полгода служил в Чечне, был следователем в МВД, работал в МЧС, после болезни ушел на пенсию.

В 2014 году на военно-спортивной игре «Граница-2014» Рамиль стал победителем отряда «Русичи» в неполной разборке и сборке автомата Калашникова. В личном зачете молодой человек занял первое место, выполнив задание за 42 секунды.

После девятого класса Рамиль поступил в Тобольский рыбопромышленный техникум. Окончил его по специальности «Судовождение».

Затем парень ушел в армию — его призвали 2 июля 2019 года. Нести срочную службу отправили в Забайкалье. На момент трагедии Рамиль отслужил всего четыре месяца. После он собирался остаться на контракт, чтобы заработать и получить квартиру.

Как расстрелял сослуживцев

Стрельба произошла в закрытом территориальном образовании (ЗАТО) Горный (до 1996 года — Чита-46) — это поселок городского типа, закрытый военный городок примерно в 80 км от Читы с населением 11,4 тысячи человек (данные на 2009 год). Населенный пункт был образован в связи с размещением Харбинского соединения ракетных войск стратегического назначения.

Трагедия случилась в войсковой части №14258, выяснил «Коммерсант». Это батальон охраны и обеспечения, обслуживающий расположенные в Горном объекты. Рота охраны — это почти элита, не автобат, а мобильная группа немедленного реагирования, отмечает КП.

Среди охраняемых батальоном объектов была и ремонтно-техническая база (в/ч №54160), которая входит в состав 12-го главного управления Минобороны и занимается хранением и выдачей ядерных боеприпасов. В первоначальных сообщениях о происшествии упоминалась именно эта воинская часть.

В 18:20 по местному времени (12:20 по Москве) рядового Шамсутдинова сменили с поста. Он должен был разрядить свой автомат, но вместо этого присоединил к нему магазин и открыл огонь по сослуживцам.

Жертвами Шамсутдинова стали два офицера, один контрактник и пятеро срочников. Сначала рядовой застрелил командира дежурной смены, капитана Владимира Евсеева.

Остальные сразу после этого легли на пол, но солдат открыл огонь и по ним. Раненых он добивал контрольными выстрелами.

Были застрелены начальник подразделения немедленного реагирования, старший лейтенант Пьянков, его помощники сержант контрактной службы Ковалев и рядовой Егор Богомолов, рядовые Никишин, Куропов и Покотило. Ефрейтор Андреев, как сообщалось, ушел из жизни уже в госпитале.

Еще двое военнослужащих получили ранения, их прооперировали. Одного из них сразу после операции отправили в военный госпиталь в Читу. Второй находится в местном госпитале в реанимации.

«Он постоянно всех унижал». Что известно о жертвах?

Первая жертва Шамсутдинова — 30-летний капитан из Белгородской области Владимир Евсеев. Рос в семье военного, все детство прошло по гарнизонам.

Евсеев окончил Белгородскую школу № 155, затем учился в Военной Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого в Серпухове. В последние годы офицер служил в войсках, связанных с воздушной обороной и ВВС. Дома у него остались жена и трехлетняя дочь, пишет КП. Вместе с семьей он жил в гарнизоне в Горном.

Брат его супруги Дмитрий Скляров рассказал, что всего за неделю до трагедии военнослужащий вернулся из двухмесячного отпуска. «Он, я просто уверен, он не был близко знаком с yбийцей, ни о каких конфликтах в части не рассказывал. Примерно с 15 августа по 18 октября он был в отпуске и вряд ли мог знать новобранца-рядового. Я уверен, что Володя случайно «попал под раздачу». Он и служил-то в подразделении, которое с личным составом не контактировало», — уверяет родственник.

Еще одна жертва — 20-летний солдат Егор Богомолов. Родственники также уверены, что парень попал под пули случайно.

Егор родился в поселке Хабарное Оренбургской области. Рос без отца — его воспитывал дядя Иван Богомолов. В детстве мальчик увлекался хоккеем, занимался в секции. После школы выучился в колледже на сварщика.

Прошлой осенью сам пошел в военкомат и планировал остаться на военной службе. «Мечтал стать пограничником. Уже решил, что вернется и пойдет служить по контракту в войсковой части, недалеко от Новотроицка. Чтобы быть рядом с домом, помогать матери», — рассказал КП дядя солдата.

До дембеля Егор не дожил 25 дней. «Бить, унижать, и оскорблять кого-то он бы точно не стал. Ему вроде и звание ефрейтора должны были дать. Мне вообще кажется, под пули он попал случайно», — считает Иван Богомолов.

Впрочем, бывшие военнослужащие части, где отбывал службу Шамсутдинов, предположили, что издевательства могли исходить от старшего лейтенанта Данила Пьянкова. Он также был среди жертв стрелка.

«Во время моей службы несколько лет назад, когда мы шли в караул, то он постоянно требовал, чтобы мы ему купили что-то поесть. Он постоянно всех унижал», — рассказал 72.ru бывший солдат-срочник.

По его словам, при заступлении на первый караул ему не давали спать четыре ночи подряд — заставляли учить устав. Он рассказал, что Пьянков заставлял солдат пять часов подряд снимать и надевать защитный костюм. «Я парня вообще не виню. Я понимаю, что он просто не выдержал такого», — заключил бывший срочник.

«Меня все достали!»

Сразу после выстрелов на задержание Шамсутдинова выдвинулась местная группа «Антитеррор» – внутреннее подразделение при войсковой части, существующее как раз для таких случаев. Бойцы успели за две минуты экипироваться, после чего вышли из казармы и практически лоб в лоб столкнулись со стрелком, сообщала Baza.

Группа была уверена, что парень откроет огонь и по ним. Первым заметивший Рамиля прапорщик крикнул: «Стой, стрелять буду!». После этого Рамиль неожиданно откинул автомат в сторону и спокойно лег на землю. Его сразу же задержали.

На допросе Шамсутдинов заявил, что не жалеет о случившемся, сообщали СМИ. Парень сказал: «Меня все достали!», — сообщил «Комсомольской правде» источник в правоохранительных органах.

По сведениям источник КП, Шамсутдинова этапировали в Хабаровск. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о лишении жизни двух или более лиц.

Утром 28 октября стало известно, что Читинский гарнизонный военный суд санкционировал арест рядового. Шамсутдинова отправили под стражу на тот срок, о котором просило следствие, рассказали ТАСС в суде. Сколько именно продлится арест, там не уточнили.

Версии: нервный срыв из-за личного или дедовщина?

Сразу же после случившегося в Минобороны РФ поспешили заверить, что действия Шамсутдинова никак не связаны с его службой в армии. «Действия военнослужащего могли произойти на почве нервного срыва, вызванного личными обстоятельствами, не связанными с прохождением военной службы», — заявили в ведомстве.

Но источники в прессе один за другим начали сообщать, что причиной расстрела могли стать неуставные отношения — дедовщина. Одним из первых об этом написал телеграм-канал LifeShot. Затем интернет-издание Baza сообщило, что это основная версия случившегося.

Источник РИА Новости рассказал, что версия неуставных отношений рассматривается.

Согласно сообщениям из самой военной части вышестоящему командованию, стрельба, по предварительным данным, произошла из-за неуставных отношений, сообщил также «Коммерсант». Следствие в том числе рассматривает версию, что сослуживцы могли преследовать Шамсутдинова из-за его национальности.

К тому же известно, что во время прохождения призывной комиссии Рамилю поставили 2-ю группу нервно-психической устойчивости. Это означает, что срыв мог произойти у него только при длительном нахождении в экстремальной ситуации без помощи психолога. Таким людям можно доверять выполнение задач с оружием и боеприпасами.

Что говорит отец?

Незадолго до случившегося Рамиль просил отца выслать ему документы для оформления на службу по контракту. На дедовщину парень ни разу не жаловался. «Он говорил: «Жить можно»», — рассказал Салим Шамсутдинов изданию Baza.

В то же время как-то раз Рамиль попросил перевести деньги на чужую банковскую карту. Его собственная якобы была заблокирована, а телефон сломан, узнал LifeShot.

По словам отца, в сентябре Рамиль вообще перестал выходить на связь. Салим Шамсутдинов утверждает, что его сын был нормальным парнем, хоть и рос без матери. Он не верит, что стрельба произошла по личным мотивам.

«Он всегда отвечал: у меня все хорошо… Только в последнее время я по голосу чувствовал: что-то не так у него. А что не так — он мне ничего не говорил», — объяснил отец солдата в комментарии Mash.

Салим Шамсутдинов. Кадр из видео Mash

«Ни о ходе следствия, ни от командования вообще никакой информации. И я не могу им дозвониться, — посетовал Салим Шамсутдинов в разговоре с LifeShot. — На самом деле, у нас семья была очень дружная. Мы дома ни разу не ругались, даже не матерились. Спросите любого, все знают».

  • Другие новости