Вендор — это компания, которая производит и/или поставляет товары или услуги под собственным брендом. Она может работать как непосредственно с конечными потребителями, так и с посредниками — дилерами, дистрибьюторами или компаниями, которые покупают товар для использования в собственных производственных процессах.
Главная задача и цель работы вендора — управление брендом, продвижение под ним товаров и услуг, распределение готовой продукции. Вообще говоря, вендор может самостоятельно и не производить всю продукцию. Так, компании нередко закупают товары на заводах и маркируют логотипом своего бренда для последующей продажи.
От лоточников — к международным брендам
Изначально вендорами называли торговцев, которые ходили с лотками по улицам и продавали самые разные товары. Сегодня их ближайшая «реинкарнация» — вендор-менеджеры. Это прямые представители компании-вендора, которые предлагают товары и услуги.
Чаще всего вендор-менеджеры работают в IT. Они помогают автоматизировать бизнес, к примеру, внедрять программное обеспечение на производственных линиях, станках, для роботов. Кроме того, вендор-менеджеры предлагают CRM-системы, базы данных и другие решения, адаптированные под конкретный проект.
Яркие примеры вендоров компьютерной техники — Hewlett-Packard (HP), Acer, Dell. Они создают готовые продукты из комплектующих различных брендов и продают их от лица собственной торговой марки. Покупатели воспринимают эти продукты как HP, Acer, Dell и т.д. При этом компания, в общем-то, может даже не обеспечивать сборку техники — работать с заводами по контракту, предоставляя сборочные схемы и технологии.
Организация бизнес-цепи
Маркетологи используют термин «вендор», чтобы как можно точнее описать взаимоотношения партнеров внутри комплексов, созданных для производства и сбыта бытовой техники, электроники и других сложных товаров. При этом вендор, который владеет торговой маркой, может получать товар от производителя и передавать дистрибьютору, который отвечает за сбыт и гарантийное обслуживание товаров. Тот, в свою очередь, работает с дилерами. Они закупают оптовые партии товара и продают его в розницу конечным потребителям.
В этой цепочке вендор и производитель могут быть одним и тем же лицом. Дилера также может не быть в цепочке — всё зависит от особенностей товара и схемы организации бизнеса. Вендор также обеспечивает дистрибьютору вендорскую поддержку.
Дополнительная цель вендора — замкнуть на себя максимально большую долю рынка. Из-за этого дилеры и конечные потребители могут испытывать значительные трудности при смене поставщика. Дело в том, что затраты, которые они понесут при смене бренда, наверняка будут внушительными.
Примеры вендоров в различных направлениях бизнеса
-
В банковской сфере вендор — поставщик техники и технологий для выпуска банковских карт, а также из обслуживания. Вендоры также предлагают банкоматы, терминалы, POS-оборудование и др.
-
В IT вендоры поставляют компьютеры и комплектующие под собственным брендом, а также программное обеспечение. И софт, и железо затем реализуется конечным потребителям через дилеров и/или дистрибьюторов.
-
Вендоры-разработчики ПО предлагают решения для массового использования или специализированные системы. Крупнейшие вендоры в этом сегменте — Microsoft, Oracle, IBM.
-
Отдельно отметим независимых вендоров ПО — они создают нишевые продукты вроде софта для обслуживания склада, генерации расписания поездов, работы сканеров штрих-кодов и т.д. ПО независимых вендоров, как правило, обладает более высокой производительностью и эффективнее справляется с конкретными бизнес-задачами, чем универсальные решения в составе крупных комплексов или офисных пакетов.
-
В лизинге вендор предлагает оборудование или другую технику дистрибьюторам. А они непосредственно заключают договоры лизинга и следят за соблюдением условий эксплуатации.