Сейчас артхаусом называют все, что угодно, от музыки до театральных постановок, если ни к одному другому жанру отнести не получается. Но, на самом деле, это жанр кино, правда, с весьма расплывчатым определением.
Термин артхаус («дом искусств») появился в США в начале 40-х годов прошлого века, когда начали работать кинотеатры, показывавшие довоенную классику, снятую в Голливуде, иностранные фильмы, и местные малобюджетные картины. Но сейчас это уже нечто совсем иное.
В целом этим словом можно определить кино, снятое не для широкого потребителя. У артхауса есть ряд отличительных черт: малобюджетность, взгляд на проблемы общества, нацеленность на небольшую аудиторию, нелинейное повествование, но ни одна из них не является решающей.
Обычно в таких фильмах кинематографисты находятся в поиске новых форм художественной выразительности, поэтому они по большей части рассчитаны на тех, кто уже воспринимает кинематограф как искусство и готов подумать над содержанием.
Также есть и взгляд на артхаус как на кино, в котором у героя конфликт не внешний, как мы привыкли (с режимом, инопланетянами или определенным антигероем), а с самим собой, разрушительными желаниями и мыслями.
Нередко слово «артхаус» используют как ругательное, имея в виду кино-эксперименты, абсолютно непригодные для просмотра.
Японский кинорежиссер Такеши Китано метко заметил, что в наши дни артхаусом можно считать любое кино, не похожее на фильм «Мстители».