Два года крушению Ту-154 под Сочи. Что до сих пор неясно о той трагедии?

25 декабря 2016 года вскоре после вылета из Сочи в Черное море рухнул самолет Ту-154Б-2 Минобороны РФ, летевший в Сирию. Погибли все 92 человека, находившихся на борту, в том числе музыканты ансамбля песни и пляски им. Александрова, их руководитель Валерий Халилов, журналисты Первого канала, “Звезды” и НТВ, а также глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка.

Два года крушению Ту-154 под Сочи. Что до сих пор неясно о той трагедии?

Что до сих пор остается загадкой в той трагедии?

Устаревший лайнер

Потерпевший крушение самолет был построен еще в 1983 году. Его срок службы истекал в 2018 году. Лайнер все это время принадлежал Минобороны, его налет составлял 6,6 тыс. часов при ресурсе в 60 тыс.

Ту-154. Фото: Reuters

Последний раз самолет ремонтировали в декабре 2014 года, в сентябре 2016-го, за три месяца до трагедии, он прошел плановое обслуживание. За штурвалом в момент трагедии находился летчик первого класса Роман Волков. Он имел около 4 тыс. часов летной практики, в том числе более 1,5 тыс. часов на Ту-154.

Полет продолжался всего 70 секунд. Лайнер достиг высоты 250 метров и скорости 260 км/ч, после чего стал падать.

Как искали?

Лайнер рухнул в воду в 05:27 мск. Поисково-спасательная операция началась уже утром и продлилась до 29 декабря. В ней участвовали около 3,5 тыс. человек. Поиски велись с воды и с воздуха. Были исследованы 130 кв. км поверхности воды и 70 кв. км дна.

Поисковая операция. Фото: Reuters Было установлено, что самолет разрушился при ударе о воду. Его обломки нашли на глубине 50-70 м. С поверхности воды подняли 19 тел и сотни фрагментов тел погибших. Были обнаружены все три черных ящика.

Официальная версия

Расследованием катастрофы занялась правительственная комиссия во главе с министром транспорта Максимом Соколовым, в нее вошли и военные. Через считанные дни после трагедии эксперты исключили версию теракта, так как, по их сведениям, на обломках не найдено следов пожара или взрыва. Именно об этом говорили многие родственники. Во-первых, указывали они, самолет летел в Сирию. Во-вторых, в интернете разошлось видео со вспышкой в небе над Сочи, которую многие приняли за взрыв на борту лайнера:

В апреле 2017 года СК РФ опроверг версию о том, что к катастрофе привело то, что лайнер был перегружен. 31 мая представители Минобороны озвучили основную версию причин трагедии — «могло быть нарушение пространственной ориентации (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном». То есть, по словам военных, пилот из-за отражения звезд перепутал небо с морем и направил лайнер вниз, а не вверх.

Пилот потерялся в пространстве

Как писал “Коммерсант” со ссылкой на выводы Минобороны, пилот на седьмой секунде полета “начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели, упустил контроль за параметрами взлета и отвлек коллег”. Согласно версии военных, сначала командир лайнера отклонил штурвал от себя, замедлив набор высоты, затем приказал убрать закрылки на неподходящей высоте, при этом продолжая отклонять штурвал.

Набережная Сочи. Фото: Reuters «Самолет стал интенсивно, по 6–8 метров в секунду, терять высоту, сработала сирена, предупреждающая экипаж об опасном сближении с поверхностью, в кабине замигало соответствующее красное табло, однако никто из летчиков не обратил на это внимания. Видимо, заподозрил неладное все тот же штурман, задавший неизвестно кому риторический вопрос с использованием нецензурного слова, на который, впрочем, так и не получил ответа», — писал “Коммерсант”.

По его сведениям, пилот попал под действие соматогравитационных иллюзий — перестал ориентироваться на показания приборов и положился на собственные ощущения. Ему показалось, что самолет слишком быстро набирает высоту, когда в действительности он снижался.

Скандал с выплатами

Сразу после трагедии организацию похорон жертв взяло на себя Минобороны. Найденные останки захоронили на военном кладбище в Мытищах с воинскими почестями. Выплаты семьям погибших военных составили около 7,8 млн рублей, гражданских лиц – около 3 млн. Ведущие банки списали родственникам жертв кредиты. Пенсионный фонд назначил 39 пенсий по потере кормильца.

На церемонии прощания. Фото: Reuters Однако многие из родственников погибших были недовольны. 5 ноября 2017 года стало известно, что родные и близкие готовят документы в суд, так как они не получили ответы на правовые вопросы в части компенсационных и страховых выплат. Вопросы вызывало и качество расследования.

Что не так с расследованием?

Официальную версию крушения Ту-154 подвергают критике не только родственники жертв, но и журналисты. Главный редактор “Эха Москвы” Алексей Венедиктов не раз выступал с сомнениями по поводу правдивости версии Минобороны. Во-первых, говорит журналист, в момент трагедии в районе ЧП было облачно — пилот не мог перепутать небо и водную гладь. Во-вторых, Минобороны заявляло, что черные ящики лайнера устарели и прочитать их невозможно. Затем от этих слов военные отказались. Также вначале они говорили о неправильно открывшихся закрылках лайнера, не давших набрать высоту. В окончательную версию этот факт также не попал.

На церемонии прощания. Фото: Reuters Вызывает вопросы и то, зачем вообще самолет, летевший из Москвы в Сирию, приземлился в Сочи, какой груз он там получил. Известно, что такие лайнеры летают без дозаправки и на большие расстояния.

В сентябре 2017 года главкома воздушно-космических сил России генерал-полковника Виктора Бондарева отправили в отставку. СМИ писали тогда, что это сделано из-за некачественного расследования гибели Ту-154.

  • Другие новости