Из России с любовью, или не нужен нам берег турецкий?

Не прошло и недели с момента подписания Президентом России Владимиром Путиным указа, разрешающего турагентствам продажу путевок в Турцию, как на Босфоре чаще других стала слышна русская речь, а страна на проливе в мгновенье ока отыграла позиции ведущего курортного направления на российском рынке. Столь резкая и неожиданная перемена ветра вызвала неоднозначную реакцию в обществе: в частности, внешнеполитические маневры (хотя все мы помним, что политика – искусство возможного) властей взбудоражили умы российских почвенников (см.:Ф.М.Достоевский), но и стали индикатором общественного мнения в более широком смысле этого слова.

Но вернемся к предыстории вопроса. В ноябре 2015 года турецкие ВВС сбили российский самолет, возвращавшийся из Сирии и оказавшийся на мгновенье в воздушном пространстве Турции. Летчик погиб. Тех, кто, воспользовавшись ситуацией, стал разжигать пламя вражды, Владимир Путин назвал «пособниками террористов», которые «всадили нож в спину России». Российский Президент потребовал извинений, но, получив напыщенный отказ со стороны Реджепа Эрдогана, ввел санкции против турецкого государства. Уже 28 ноября были прекращены все чартерные рейсы, а турагентствам настоятельно рекомендовалось воздержаться от продажи туров на территорию отныне враждебной страны.

За первые девять месяцев прошлого года в Турции побывали 2.4 миллиона российских туристов, для которых, как свидетельствуют данные Федерального агентства по туризму, Босфор и Дарданеллы давно стали отпускным направлением «номер один».

С момента подписания Владимиром Путиным указа, призванного, прежде всего, защитить «граждан Российской Федерации от уголовных и других противоправных действий», на Турцию опустился шлагбаум, а такие центры российского туризма на турецком Средиземноморье, как Анталья, моментально ощутили на себе всю тяжесть последствий: туриндустрия, который, как выясняется, держалась на России, рухнула в одночасье.

Впрочем, соображения безопасности, которыми руководствовался российский Президент, были актуальны, как никогда. По тем же причинам Турцию покинули европейские туристы, в том числе из Германии и Великобритании, традиционно проводившие отпуска в этой стране. В суммарном выражении въездной турпоток упал на 40 процентов.

В письме, направленном на имя Владимира Путина, Эрдоган принес извинения за катастрофу в воздухе. Вопрос только в том, в какую словесную форму он облек свою ноту: то ли действительно извинился, то ли выразил сожаление. Президент России проявил здесь известную политкорректность и, если так можно выразиться, решил не доискиваться «извините»: с учетом политической обстановки в Турции депеша ее руководителя не могла иметь более кроткого содержания. Действия российского Президента получили самую широкую поддержку в социальных сетях, которые с размахом отпраздновали внешнеполитическую победу России. Известный своей твердой волей и решительностью, а тем более там и тогда, где и когда дело касается защиты интересов Отечества и соотечественников, Владимир Путин предпочел проявить деликатность, которую уже сумели оценить аналитики: «прижать» Турцию по-настоящему означало бы осложнить политическую, да и экономическую, обстановку в регионе, где находится еще и Сирия.

Месседж, полученный Эрдоганом из Кремля, означал, что его извинения приняты. Своим новым указом Президент Путин поручил Правительству вернуть чартерные рейсы в Турцию. Первый вылетел из России в минувший четверг. Пока скептики спорят, вспоминая прогремевший на прошлой неделе взрыв в Стамбуле (жертвой теракта, устроенного боевиком ИГ, стали 36 погибших), российский турбизнес празднует свое возрождение. В отсутствие Египта и Турции турагентствам ничего не оставалось, как продавать дорогостоящие пакеты в Испанию и Болгарию, которые значительно уступают первым двум по количеству и качеству предложений.

В этом году многие россияне, отказавшись от заморских курортов, отдали предпочтение Черноморскому побережью Сочи и Крыму. Но за три первых дня действия Указа турецкие туроператоры вернули себе 35 процентов былого оборота, который до издания Кремлем судьбоносного документа выражался в цифрах первой десятки. По данным одного из ведущих поисковиков Yandex Travel, Турция вернула себе звание самого популярного отпускного направления среди наших граждан.

Конечно, турецкие рабочие вынуждены были вернуться домой, в Москве по-прежнему закрыты турецкий исследовательский центр и библиотека. И все-таки сегодня эти темы, похоже, отошли на второй план. Да и градус общественного мнения, что называется, резко потеплел. А ведь еще в феврале и СМИ, и простые граждане считали Эрдогана пособником радикальных исламистов, а 63 процента опрошенных прямо высказались в поддержку экономических санкций. В  начале июня 29 процентов (+1% по сравнению с прошлым годом) воспринимали Турцию как страну, наиболее враждебно настроенную по отношению к России. В этом рейтинге, если кто и может обогнать Турцию, так только США и Украина.

 Неужели одного любезного письма и решения Кремля было достаточно, чтобы люди кардинально  изменили свои взгляды, а один из самых ярких писателей современности, а по совместительству непримиримый российский националист Захар Прилепин стал обескураженно вопрошать:  «Какое-то внутреннее достоинство должно у русского человека оставаться. У погибших российских героев еще трава на могилах не выросла. Но на другой же день, огромной толпою, сразу, как будто вас держали, рвануться в Турцию – это, знаете ли, немного диковато…»

В отличие от Прилепина, оценивающего ситуацию изнутри, взгляд со стороны видит в наступившей развязке положительный знак. Русские всегда славились своим дружелюбием и отходчивостью. Может быть (такое мнение высказывается в нынешнем политическом контексте), дипломатам и журналистам стоит приложить еще немного усилий, и пары рукопожатий будет достаточно для того, чтобы умерить гроздья гнева в отношении Европы, Украины и США.

В России по-прежнему очень любят путешествовать, ценят комфорт и возможность открывать для себя мир – появившуюся не так давно. Мир, как известно, материален, в какой-то момент исчезают и идеологические барьеры, и даже патриотизм отходит на второй план, когда над вами безоблачное небо и ярко светит солнце. Занимающие сегодня позиции по разные стороны сирийских баррикад, Россия и Турция однажды предпочтут осмотрительное сотрудничество – кто знает. Возможно, двусторонние политические и экономические интересы будут способствовать смягчению позиции Кремля, здравому восприятию проблемы в Стамбуле. Конечно, на это уйдет время. «Не знаю – месяц ли, три, или год – но какое-то время…»,- позволим себе процитировать Прилепина.

  • Другие новости