РЖД демонополизировали рынок электронных продаж билетов на пассажирские поезда: 25 мая государственная компания провела открытый аукцион, победитель которого получил контракт на право продажи электронных билетов перевозчика. При этом, по словам экспертов, в последнее время РЖД все чаще демонстрирует свою открытость и готовность идти навстречу представителям российского турбизнеса, постепенно меняя концепцию взаимоотношений с туристическими компаниями.
Согласно протоколу проведения аукциона, который опубликован на сайте РЖД, участие в нём приняли два туроператора компании Библио Глобус и ВИП-Сервис. При этом максимальное предложение по цене контракта сделал ВИП-Сервис, из чего можно сделать вывод, что именно эта компания в итоге и получит право на осуществление продаж (официально итоги аукциона пока не опубликованы).
Отметим, что обязательными условиями для участников аукциона являлись опыт реализации электронных билетов на железнодорожном транспорте не менее 2-х лет, а также осуществление претендентом туроператорской деятельности.
Напомним, что на данный момент правом на реализацию электронных билетов обладает только одна компания — Универсальные финансовые системы (УФС), тесно связанная с РЖД. Из-за того, что компания до настоящего момента была единственной в этом сегменте, она осуществляла продажу билетов с наценкой от 2 до 10%. При этом самые дорогие наценки были для частных клиентов, особенно в мобильном приложении РЖД — рассказал корреспонденту инфогруппы ТУРПРОМ источник, знакомый с ходом аукциона, но пожелавший остаться неназванным. Впрочем, по его словам, у туристов всегда была альтернатива купить билеты непосредственно на официальном сайте РЖД или в офлайновых кассах вокзалов, однако многие из них уже не раз жаловались, что пользоваться официальным сайтом перевозчика крайне неудобно.
Раньше турагентствам приходилось работать либо на бумажном бланке, либо на электронном, но все равно через УФС. При этом агенты все же получали меньшую наценку, чем частные туристы. Но в этом году, после прихода нового руководства РЖД, у железнодорожников произошло много изменений, важных для туризма. РЖД стали вести с турфирмами активный диалог. Появились рабочие группы, которые занимаются групповыми, чартерными поездами, в том числе и электронными билетами. На данный момент РЖД меняет концепцию. Так, если раньше чартерные поезда можно было заказывать только через РЖД-тур, то сейчас, ряд туроператоров, например, Библио-Глобус, уже работают с РЖД напрямую, — отметил собеседник. По его словам, в ближайшее время даже у турагентств может появиться возможность напрямую работать с РЖД, через личный кабинет на сайте компании, однако данная функция еще нуждается в доработках.
В заключение стоит добавить, что появление второго игрока в сегменте продаж электронных билетов на пассажирские поезда, безусловно, скажется на их стоимости, хотябы в плане уменьшения наценки. А структурные изменения в РЖД станут еще одним шагом к развитию внутрироссийского туризма в целом.