Библио Глобус не может исполнить обязательства»: что делать турагентам и туристам?

Заявление Библио Глобуса о том, что в связи с информацией от Трансаэро о прекращении перевозки с 25.10 у туроператора отсутствует возможность исполнить обязательства, не является юридическим документом, достаточным для обращения в страховую компанию за компенсациями по фингарантиям. Поэтому турагентствам на данный момент стоит оказывать клиентам возможную консультационную поддержку, с целью получения ими официальных подтверждений того, что тур не состоится. И лишь на основании этого можно будет пытаться получить в страховой какие-либо деньги.

Напомним, что Библио Глобус, являющейся по сути холдингом из целой группы компаний, имеет очень небольшой размер финобеспечения (что, кстати, вызывает множество вопросов к регулятору туристического рынка Ростуризму, который в течение целого года не смог обеспечить достаточную защиту туристов и турагентов от возможных эксцессов). Так, исходя из единого реестра, в страховой компании ВСК застрахованы следующие юрлица Библио Глобуса: ООО Библио-Глобус Золотое кольцо — на 500 тыс. рублей, ООО Библио-Глобус Русь — на 500 тыс. рублей, ООО БГ Карибы — на 30 млн рублей, ООО БГ Азия и Африка — на 37.2 млн рублей и ООО Туроператор Библио-Глобус — также на 30 млн руб.

В четверг туроператор фактически признался в невозможности исполнить часть своих обязательств. 07 октября 2015 года Директорат специальных продаж Департамента Коммерции ОАО АК Трансаэро информировал нас о том, что перевозка на обратных рейсах, выполняемых авиаперевозчиком, будет выполняться до 24.10.15г., а авиабилеты на всех обратных рейсах авиакомпании с 25.10.15г. необходимо аннулировать, — сообщили корреспонденту инфогруппы ТУРПРОМ в пресс-службе Библио Глобуса. Соответственно, в связи с заявлением авиакомпании у туроператора Библио Глобус отсутствует возможность осуществить выписку авиабилетов и передать полный пакет документов, необходимый для поездки всем туристам, у которых дата окончания поездки после 24 октября 2015 года. Следовательно, у туроператора отсутствует возможность исполнить обязательства по предоставлению туристского продукта указанной категории туристов, добавили в компании (подробности читайте по ссылке http://www.tourprom.ru/news/30362/).

В целом ситуация довольно понятна, если объяснять её без подробностей: Библио Глобус согласно полученным заявкам от турагентств и поступившей от них оплате проплатил Трансаэро авиабилеты вплоть до новогодних и зимних каникулярных вылетов. Сумма называлась разная от 4.5 до 7 миллиардов рублей, количество оплаченных билетов также фигурирует разная от 100-150 тысяч до 300 тысяч. Но главная проблема в том, что Трансаэро не выдала туроператору за эти деньги никаких финансовых документов, из-за чего Аэрофлот и отказывается перевозить туристов Библио Глобуса после 24 октября. Учитывая, что Трасансаэро фактически банкрот и у неё точно денег уже давно нет (все внесённые средства потрачены на оперативные расходы за топливо, лизинг, зарплаты и т.п.), то неясно, как туроператор сможет выбить ранее внесённые авиакомпании деньги обратно. Именно поэтому туристический рынок вечером в четверг и охватила паника.

Основанием для обращения в страховую компанию является неисполнение обязательств, а не перспективы неисполенения, — прокомментировал Георгий Мохов, замминистра культуры Московской области, курирующий туризм, член правления РСТ. По его словам, ситуация усложняется еще и тем, что большая часть данных турпакетов реализована через посредников-туроператоров, нередко с собственным финобеспечением. В данный момент все, начиная от турагентств, через посредников-туроператоров и заканчивая Библио Глобусом и Трансаэро находятся в одной ситуации, которую можно охарактеризовать двумя словами Денег нет. Единого рецепта действий в этой ситуации предложить также невозможно, решать вопрос что делать? приходится в ручном режиме, исходя из возможностей туриста, турагентства и туроператора, — отметил Георгий Мохов. Во многих случаях, туристам выгоднее доплатить за билет, чем пытаться вернуть средства за весь пакет, аналогично и турбизнесу проще найти альтернативную перевозку с доплатой, чем пытаться разрулить вопрос с возвращением средств за весь тур. Однако если все посредники-туроператоры начнут пытаться решать вопрос за счет своих средств, они долго не протянут, что чревато очередным обрушением рынка, — предупредил Георгий Мохов.

Наши коллеги, которые рекомендуют туристам обращаться в агентства, в известной степени подставляют нас, потому что агентства работают по известной схеме получил деньги, передал дальше. Что в данном случае агенты, как реализаторы турпакетов, могут сделать? Всю ответственность несет туроператор, за действия третьих лиц — тем более. Единственное, что мы сейчас можем рекомендовать туристам обращаться в Библио Глобус, — прокомментировал ситуацию Андрей Гаврилов, президент АТА (Альянс Туристических Агентств). Агентство может только подсказать туристу основные шаги по общению с туроператором. Клиент, пришедший к нам в агентство — это наш клиент, мы должны оказать ему помощь и содействие для оформлении документов, которые необходимы, чтобы получить средства обратно, и по возможности предложить варианты альтернативного отдыха, если ситуация позволяет, — отметил Андрей Гаврилов. При этом он подчеркнул, что в текущей ситуации, в отличие от проблем 2010-2012 года, у большинства турагентств физически нет возможности как-то компенсировать туристам потери за счет собственных средств этих средств на фоне падающего туррынка просто нет.

Алгоритм действий для агентства может быть примерно таков: для начала в адрес туроператора стоит направить запрос о том, состоится ли тур. Далее, при подтверждении того, что тур не состоится, необходимо получить официальный отказ, проинформировать туриста и далее помогать ему при обращении к туроператору и страховщику, — прокомментировал Александр Байбородин, руководительюридической компании Александра Байбородина

Надеемся, что туроператор изыщет дополнительные финвозможности и закроет свои обязательства перед туристами. Если требуется разработка каких-то совместных мер, мы готовы предложить свою помощь, — резюмировал Андрей Гаврилов.

  • Другие новости