Роспотребнадзор планирует ввести контроль над интернет-магазинами, включая онлайн турагентства, и закрывать недобросовестные по аналогии с приостановкой работы реальных (оффлайн) магазинов за выявленные нарушения. Под критерий интернет-магазинов попадают и разнообразные реализаторы авиабилетов и зарубежного турпродукта прежде всего круизов и отелей, в том числе и иностранного базирования. Эксперты туррынка, опрошенные корреспондентом инфогруппы ТУРПРОМ, в целом положительно относятся к мерам, способным проредить серый, а то и откровенно мошеннический сегмент реализаторов, однако отмечают, что предлагаемые методы борьбы явно недостаточны.
Напомним, что на днях Роспотребнадзор обратился в правительство с предложением наделить его возможностью закрывать недобросовестные интернет-магазины по аналогии с приостановкой работы реальных точек продаж за выявленные нарушения. В первую очередь контролирующее ведомство обеспокоено тем, что интернет-ритейлеры фактически находятся вне юрисдикции закона о защите прав потребителей. Также не упорядочена работы агрегаторов, которые фактически не являются продавцами, но получают напрямую деньги от покупателей. По инициативе Роспотребнадзора закон О защите прав потребителей могут дополнить определением поставщика, как организации или индивидуального предпринимателя, у которого есть сайт, где представлена информация о реализуемых товарах (напрямую или по договору с продавцом или производителем) и куда потребители могут направлять сообщения о намерении заключить договор купли-продажи. Также Роспотребнадзор намерен обязать продавцов указывать на сайте свой адрес, режим работы и предоставлять потребителям полную информацию о товаре, включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки товара.
Отметим, что формально под воздействие данной новации могут попасть и многочисленные интернет-сайты, в том числе иностранного базирования, реализующие российским туристам различные туруслуги. Нередко такие услуги страдают низким качеством, а сами такие сайты являются откровенными мошенниками. При этом найти такого реализатора просто не представляется возможным, особенно если он базируется заграницей, например, на Украине.
Основным критерием для нашего интернет-потребителя является цена, поэтому и на рынке авиабилетов, и на рынке реализации турпродукта он ищет в первую очередь дешевые предложения, не особенно проверяя поставщика. Соответственно, от демпинга и мошенничества интернет-рынок не застрахован, — отметил корреспонденту инфогруппы ТУРПРОМ Дмитрий Горин, руководитель транспортной комиссии АТОР. При этом часто формальности с точки зрения туристов соблюдены, интернет-контора предоставляет некоторый договор на услуги. Правда в нем может быть мелким шрифтом напечатано, например, что в случае возникновения претензий, дело решается в суде страны, в юрисдикции которой находится поставщик, а это могут быть в лучшем случае Великобритания, Италия, Греция А в худшем оффшорные острова или Украина. Сейчас на российском туристическом рынке очень много таких сайтов, — отметил Дмитрий Горин.
В худшем случае ситуация еще более печальна. Так, круизный рынок сталкивался с всплывшими мошенниками, якобы базировавшимися в США, однако с украинскими контактами, предлагавшими явно мошенническую схему реализации круизов. Мы действительно неоднократно поднимали этот вопрос, и в Госдуме и в контролирующих организациях. Если наше правительство действительно заинтересовано защитить туриста, то на серый интернет-сегмент надо обратить пристальное внимание контролирующих органов, — прокомментировал Алексей Цыганов, исполнительный директор круизного туроператора Атлантис Лайн. По словам эксперта, фактически подобные сайты нарушают статьи отраслевого закона, оказывая туроператорские услуги без регистрации, без реестра и фингарантий. Если что-то случится, даже если это не мошенничество, а любой из сбоев, от которых турбизнес не застрахован, турист остается безо всякой поддержки. Подобные реализаторы, нарушающие российское законодательство, не только вступают в недобросовестную конкуренцию с честными туроператорами, официально зарегистрированными в России по весьма затратным нашим законам, но и нередко наносят имиджевые потери всему рынку, — отметил Алексей Цыганов.
При этом эксперты отмечают, что мер, предлагаемых Роспотребназдором, может быть и недостаточно. Роспотребнадзор предлагает указывать физическое расположение реализатора, его адрес и телефон. Но в современных условиях даже серая контора может обеспечить себе и офис, и колл-центр, — отметил Дмитрий Горин. Тем не менее, варианты работы туроператоры видят. Роспотребнадзор может действовать совместно с Роскомнадзором, тем более, при учете закона о персональных данных, — отметил Алексей Цыганов. В любом случае, официальный турбизнес новую меру скорее приветствует и готов оказать чиновникам всяческое содействие: Мы категорически заинтересованы в том, чтобы наш туррынок был цивилизованным, безопасность туриста нам выгодна в том числе и финансово, — сообщил Алексей Цыганов.
Пока обязанность проверять сайты на соответствие новым правилам Роспотребнадзор взял на себя. Кабмин поручил Минпромторгу, МЭР, Минкомсвязи, Минюст и Минфин подготовить проект поправок до 1 сентября.