Стало известно, за что присудили Нобелевскую премию по химии 2025

Нобелевскую премию по химии 2025 года получили Сусуму Китагава, Ричард Робсон и Омар Яги за свои достижения в разработке металлоорганических каркасов. Об этом сообщила Шведская королевская академия наук в Стокгольме.

Стало известно, за что присудили Нобелевскую премию по химии 2025

Эти ученые разработали молекулярные структуры с пористыми свойствами, что позволяет газам и химическим веществам проходить через них. Металлоорганические каркасы могут быть использованы для таких задач, как сбор воды из пустынного воздуха, улавливание углекислого газа, хранение токсичных газов или как катализаторы в химических реакциях.

Хайнер Линке, председатель Нобелевского комитета по химии, отметил, что данные каркасы открывают новые возможности для создания уникальных материалов с необходимыми свойствами.

Как началась работа над металлоорганическими каркасами

В 1989 году Ричард Робсон, профессор химии из Мельбурнского университета, открыл новую методику использования свойств атомов. Он соединял положительно заряженные ионы меди с четырехлучевыми молекулами, имеющими химические группы, притягивавшиеся к ионам меди. Это соединение способствовало образованию упорядоченного кристалла с многочисленными полостями, похожего на алмаз.

Что происходило дальше

Тем не менее, структура, разработанная Робсоном, оказалась нестабильной и подверженной разрушению. В период с 1992 по 2003 год Сусуму Китагава из Киотского университета и Омар Яги из Калифорнийского университета в Беркли независимо друг от друга сделали важные открытия в этой области. Китагава доказал, что газы способны втекать в конструкции и вытекать из них, а также предсказал возможность создания гибких металлоорганических каркасов. Яги же разработал устойчивый каркас, который можно модифицировать, создав новые свойства с помощью рационального проектирования.

Другие Нобелевские премии в 2025 году

7 октября 2025 года также стали известны лауреаты Нобелевской премии по физике – Джон Кларк, Мишель Деворе и Джон М. Мартинис, отмеченные за открытие квантово-механического туннелирования на макроуровне. А 6 октября Нобелевскую премию по физиологии или медицине получили американцы Мэри Брунков и Фрэд Рамсделл, а также японец Симон Сакагучи за их работы в области иммунитета, изучающие периферическую иммунологическую толерантность.

  • Другие новости