Литва закрыла границу, но просит Беларусь вернуть 5 тысяч литовских грузовиков

Вильнюс обратится к Минску с просьбой вернуть 5 тысяч литовских грузовиков и полуприцепов, застрявших в Беларуси.

Литва закрыла границу, но просит Беларусь вернуть 5 тысяч литовских грузовиков

Илья Наймушин / РИА Новости

Премьер-министр Литвы Инга Ругинене сообщила, что власти страны хотят решить эту проблему без открытия границ. Данное решение было озвучено на встрече с транспортными организациями в Министерстве внутренних дел Литвы.

«Вчера в Министерстве внутренних дел прошла встреча с представителями транспортных организаций, и сегодня мы официально обращаемся к Белоруссии с целью договориться о возвращении литовских грузовиков на родину», — заявила премьер-министр. “Процесс уже идёт, переговоры ведутся, посмотрим, каким будет результат. Мы приложим все усилия, чтобы литовские грузовики вернулись домой. Но сама граница останется закрытой”, – отметила Ругинене.

Обстоятельства текущей ситуации

Литва до 30 ноября 2025 года приостановила движение через оба пограничных перехода на сухопутной границе с Беларусью: пункт пропуска Шальчининкай (Бенякони) закрыт полностью, а пункт Мядининкай (Каменный Лог) работает с ограничениями. Исключение составляет транзит в Калининград. Это решение было принято в ответ на зафиксированные случаи контрабанды товаров с использованием метеозондов. После введения этих мер в Беларуси оказалось не менее 5 тысяч грузовиков и полуприцепов, которые не могут вернуться домой, что привело к усиливающимся проблемам в логистических цепочках.

Дальнобойщики ищут объездные пути или остаются на территории Беларуси, что увеличивает затраты.

Реакция литовских властей

Министр внутренних дел Литвы Владислав Кондратович сообщил, что рассматривается возможность увеличения пропускной способности через пункт Мядининкай. Однако он отметил, что в настоящее время поток машин через этот переход значительно ниже допустимого – не более 200 грузовиков в сутки.

Кондратович также заявил, что решение о закрытии границы не будет изменено, хотя обсуждаются новые возможности для тех, на кого распространяются исключения.

По данным национальной ассоциации автомобильных перевозчиков Linava, текущая ситуация оценивается как критическая. Вице-президент ассоциации Олег Тарасов предостерег, что если граница не будет открыта, литовские перевозчики могут потерять рынок.

“Наши соседи могут забрать все грузы из-за более выгодных условий. Если мы не откроем границу в ближайшее время, мы понесем большие потери в логистическом секторе”, – заявил он. По его оценкам, транспортный сектор Литвы может потерять около 1 миллиарда евро дохода в год, а стоимость застрявших грузовиков и полуприцепов составляет порядка 60 миллионов евро.

Глава Международного альянса транспорта и логистики (TTLA) Повилас Дрижас подчеркнул, что сложившаяся проблема является переходящей границы обычных транспортных вопросов и может угрожать будущим торговым отношениям Литвы с азиатскими странами. “Наши торговые отношения уже начинают страдать от закрытия этой границы. Литва может постепенно исчезнуть с логистической и торговой карты,” – отметил Дрижас.

Реакция Беларуси

В ответ на действия литовских властей, Беларусь запретила литовским грузовикам покидать страну объездными путями. Белорусские власти издали постановление, разрешающее выезд грузового автотранспорта только через пункты пропуска на литовско-белорусской границе. Теперь проезд через белорусскую территорию разрешен только через определенные участки, а также внедрены специальные зоны для грузовых операций. Данные ограничения будут действовать до 31 декабря 2027 года. Минск дал понять, что позволит выезд литовских фур только после открытия границы со стороны Литвы.

Кто может пересекать границу

Закрытие границы не распространяется на дипломатов, граждан Европейского Союза и НАТО, иностранных граждан с видом на жительство и лиц с гуманитарными визами.

  • Другие новости