Организация «Федеральное общество сетевой торговли» (ФОСТ) предложила онлайн-платформам внедрить систему рейтингов для покупателей, чтобы решить проблемы, с которыми сталкиваются продавцы.
Согласно исследованию Data Insight, 87% российских продавцов сталкиваются с проблемами, включая отказ покупателей выкупать заказы, порчу или утрату товаров при доставке, а также мошеннические действия. Это приводит к снижению оборота на 16% пишут «Ведомости». Кроме того, свыше 60% респондентов отмечают проявления «потребительского экстремизма», когда товары возвращаются после кратковременного использования.
ФОСТ предложил ввести рейтинговую систему, оценивающую покупателей на основании их поведения. Информация о рейтингах позволила бы сотрудникам пунктов выдачи учитывать репутацию клиентов при взаимодействии. Однако эта инициатива не вызвала одобрения среди участников рынка.
В Wildberries посчитали рейтинги ненужными, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая крупных игроков, включая Wildberries и Ozon, также отказалась поддерживать идею. Президент АКИТ Артём Соколов отметил, что маркетплейсы уже используют эффективные инструменты для защиты продавцов от недобросовестных покупателей.
Несмотря на это, некоторые эксперты выразили поддержку предложению. Михаил Бурмистров, глава компании «Infoline Аналитика», считает, что рейтинг покупателей — полезная идея, элементы которой уже частично реализованы. Например, маркетплейсы учитывают такие показатели, как выкуп заказов, а в «Яндекс Такси» существует система оценок клиентов. Олег Павлов, руководитель «Общественной потребительской инициативы», подчеркнул, что создание рейтингов не противоречит закону о защите прав потребителей, но важно не допустить, чтобы они использовались для ценовой дискриминации клиентов.