По состоянию на середину ноября в России более половины оставшихся самолетов Airbus A320neo и A321neo находятся на земле из-за проблем с обслуживанием двигателей.
Из 66 воздушных судов этого семейства, по данным Flightradar24, 34 находятся в простое. Оценки показывают, что до половины из них могут не вернуться к эксплуатации, пишет «Коммерсант».
Наиболее критическая ситуация наблюдается у S7 Airlines, где 31 из 39 A320 и A321neo, возрастом от трех до семи лет, стоят на земле. Эти самолеты оснащены двигателями Pratt Whitney (P&W) и составляют более трети флота компании. Все восемь A321neo не используются с 2023 года, а из 31 A320neo пять также не летают с того времени. Остальные 18 A320neo были выведены в резерв с начала года и сейчас находятся в аэропортах Домодедово и Толмачево.
По информации источников, S7 планирует экономить ресурсы двигателей до начала следующего высокого сезона, когда часть самолетов может вернуться в расписание. Однако у других источников есть опасения, что ресурсы более чем 20 самолетов уже исчерпаны. В реестре Росавиации у S7 числится 92 самолета, из которых сертификаты летной годности сохраняют 55. У восьми A321neo и шести A320neo сертификаты временно приостановлены.
Кроме S7 в России остаются еще 27 самолетов A320 и A321neo. У «Аэрофлота» имеется девять таких воздушных судов, два из которых на обслуживании. У «Уральских авиалиний» 11 самолетов, один из которых припаркован с начала октября из-за исчерпания ресурса двигателя. У «Северного ветра» и Smartavia по два самолета, а у «Северо-Запада» три, включая бизнес-джет ACJ320neo.
У всех крупных авиаперевозчиков, кроме S7, самолеты оснащены двигателями Leap от CFM International (Франция), которые считаются менее проблемными по сравнению с P&W. CFM выпускает свои двигатели с 2013 года, тогда как P&W начала производство своих двигателей для моделей neo только в 2016 году. Из-за проблем с GTF в прошлом году Airbus был вынужден сократить планы поставок новых самолетов.
Оба типа двигателей критикуются за наличие «детских болезней», однако ситуация с Leap считается менее критичной: их межремонтный период составляет около двух-трех лет против полутора лет для GTF. Проблемы с хрупкостью лопаток остаются актуальными для обоих типов двигателей. Ожидается, что ситуации с Leap стабилизируется через два года, а с GTF через три-четыре года.
По мнению экспертов, без ремонта самолеты Airbus могут начать массово выходить из эксплуатации начиная с 2026 года. Также предполагается, что «Уральские авиалинии» сократят интенсивность использования своих A320 и A321neo зимой для продления срока службы двигателей.
Никто из собеседников не верит в возможность организации ремонтов этих двигателей в России. Некоторые считают возможным вывоз для ремонта за границу, но пока ни одна авиакомпания не получила разрешение на это от Минтранса.
Парк Airbus A320/А321neo составляет примерно 10% от всего иностранного магистрального флота в России. В ближайшие годы не ожидается значительного влияния на объем перевозок из-за текущих проблем с этими самолетами. Однако глава Росавиации ранее допускал снижение пассажиропотока до 98 миллионов человек в зависимости от действий S7 по своим A320neo.