С 1 января 2025 года в России планируется повышение штрафов за различные нарушения правил дорожного движения В правительстве ведётся работа над поправками в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
«Ведомости» ознакомились с проектом изменений и документами, которые обсудят на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности 18 ноября.
Согласно статье 12.6 КоАПа, штраф за несоблюдение правил использования ремней безопасности может быть увеличен с 1000 до 1500 рублей. Наказание за вождение в состоянии алкогольного опьянения и передачу управления транспортным средством возрастёт с 30 000 до 45 000 рублей; аналогичный штраф ожидает тех, кто откажется пройти медицинское освидетельствование (статья 12.26).
Также предусмотрено изменение диапазона штрафов за превышение скорости: вместо текущих 500–5000 рублей будет действовать новый порог от 750 до 7500 рублей. Штрафы за игнорирование дорожных знаков и разметки возрастут с 500–5000 до 750–7500 рублей по статье 12.16. Максимальные размеры штрафов будут применяться в Москве и Санкт-Петербурге. Повышение также затронет статьи, касающиеся нарушений правил буксировки (12.21.1) и движения крупногабаритных транспортных средств (12.21.5). Увеличение штрафов затронет и случаи причинения лёгкого и среднего вреда здоровью при нарушении ПДД.
Кроме того, поправки предусматривают возможность оплаты штрафов со скидкой. В настоящее время водители могут уплатить половину суммы штрафа в течение 20 дней после нарушения (согласно статье 32.2 КоАПа). После внесения изменений будет разрешена оплата 75% от суммы штрафа в течение 30 дней. Представитель «Ведомостей», близкий к правительству, отметил, что подобная практика широко применяется среди водителей.
Несмотря на рост штрафов, их уровень в России останется сопоставимым с другими странами. В Германии, например, штрафы за превышение скорости варьируются от 10 до 680 евро, в США — от $100 до $500. В Финляндии сумма штрафа рассчитывается в зависимости от доходов водителя, что повышает справедливость наказания. В Саудовской Аравии помимо штрафов может быть назначено и тюремное заключение.
Повышение затрагивает наиболее распространённые нарушения, такие как превышение скорости на 20–40 км/ч, которые составляют значительную часть всех нарушений. Источник подчёркивает, что решение о нарушении ПДД зависит от двух факторов: неизбежности наказания и уровня ответственности. Первый фактор усиливается благодаря системам фото- и видеофиксации. Последние изменения штрафов происходили ещё в 2013 году, и за этот период инфляция составила около 70%, что делает действующие суммы неэффективными.
Эксперты подчёркивают, что средства от штрафов поступают в региональные бюджеты. Часть из них планируется направить на улучшение дорожной инфраструктуры. По словам доцента ИГСУ РАНХиГС Александра Бородина, почти треть региональных дорог нуждается в ремонте. Он также отметил, что состояние муниципальных дорог требует внимания, несмотря на улучшение за последние 10 лет. Средства от штрафов используются для ремонта и содержания дорог, причём около 75% этих сумм остаются в регионах для развития местной инфраструктуры.