В дни распродаж «черной пятницы» с 29 ноября по 1 декабря ожидается рост числа покупок как в офлайн, так и в онлайн-магазинах на 4% в количественном выражении и на 6% в денежном
Об этом пишет »
со ссылкой на прогнозы сервиса эквайринга Т-Банка «Т-Касса». Это меньше по сравнению с предыдущим годом, когда рост составил 12% и 16% соответственно. Аналитики «Платформы ОФД» предполагают, что динамика распродаж будет аналогична тому, что наблюдалось во время акций к «дню холостяка» (8–11 ноября).
В 50 популярных категориях непродовольственных товаров количество покупок снизилось на 4%, тогда как средний чек увеличился на 5%, достигнув 5,6 тыс. рублей. Онлайн-продажи остаются основным двигателем распродаж, с увеличением числа покупок на 21%, как отмечают в «Платформе ОФД».
Тем не менее, Александр Перемятов, президент Magic Group, которая управляет универмагами Slava, не исключает возможности негативной динамики продаж как в онлайн-, так и в офлайн-сегментах.
В «Т-Кассе» подчеркивают, что потребители ищут выгодные предложения на протяжении всего года, а специальные акции проводятся в течение всего ноября. В Ozon замечают, что пики покупок сглаживаются. Александр Шушунов из «Мегамаркета» указывает на изменение потребительского поведения: люди стали меньше совершать импульсивные покупки и ожидают распродаж для запланированных трат.
Директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева связывает это с экономическими факторами, такими как высокая стоимость кредитов и инфляция. Зульфия Шиляева из CMWP добавляет, что люди все чаще предпочитают тратить деньги на услуги, а не на товары.
Однако рынок сталкивается с определенными техническими проблемами. Перемятов считает, что нехватка складских помещений затрудняет поступление нового товара на маркетплейсы, что приводит к избытку одних товаров и нехватке других. В Ozon сообщают, что в этом году платформа перешла к длительным распродажам для снижения нагрузки на логистику.
Тем не менее, 11 ноября объем продаж на маркетплейсе вырос на 63% по сравнению со средним днем октября, а средний чек увеличился на 20%. По данным компании, половина клиентов, совершивших покупки в «день холостяка», вернулась за покупками на «черную пятницу». Общее сокращение посещаемости торговых центров также негативно сказывается на офлайн-продажах.
Наиболее заметное снижение наблюдается в сегменте одежды и обуви традиционно ключевых бенефициаров «черной пятницы». Ожидается, что прирост оборотов ритейлеров в этом сегменте в 2024 году составит лишь 40%, в то время как в предыдущие годы он колебался от 50% до 80%.
Некоторые дискаунтеры могут ощутить оживление во время акций благодаря скидкам, которые все еще способствуют краткосрочному росту продаж. Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин отмечает, что потребители становятся менее эмоциональными во время распродаж.
Такое охлаждение может негативно отразиться на бизнесе ритейлеров. Игорь Караваев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли, объясняет, что «черная пятница» это одна из ключевых акций года, к которой сети готовятся заранее. Основной рост активности наблюдается среди товаров длительного пользования, продажи которых увеличиваются на 10–15%. Это позволяет привлечь новых клиентов и освободить склады для новых закупок.