Недавно в СМИ начались обсуждения возможных последствий запрета овербукинга, предложенного сенатором Айратом Гибатдиновым. Эксперты высказывают мнение о том, что такая мера может увеличить стоимость авиабилетов на 10%.
По мнению Павла Герасимова, бывшего специалиста Международной организации гражданской авиации, это решение может негативно сказаться на доходах авиаперевозчиков, что может заставить их поднять тарифы, чтобы компенсировать потери. Аналогичного мнения придерживается Олег Пантелеев, главный редактор агентства «Авиапорт», который подчеркивает, что овербукинг – это принятая в мировой практике мера, помогающая компенсировать незанятые места на борту, так как около 6% пассажиров по разным причинам не доходят до рейсов.
В редких ситуациях, когда все места оказываются занятыми, пассажиры, не попавшие на рейс, могут рассчитывать на компенсацию от 200 до 800 евро, а также на предоставление гостиницы и питания, если им необходимо ждать следующий рейс.
В России вопросы овербукинга пока не регламентированы законодательством, и авиакомпании имеют свободу выбора вариантов компенсаций. Большинство экспертов согласны, что полный запрет на овербукинг не является лучшим решением. Вместо этого, по их мнению, необходимо четко прописать в законодательных актах условия, согласно которым пассажиры будут знать, на какие выплаты можно рассчитывать в случае возникновения подобных ситуаций.
Дмитрий Горин, председатель совета директоров холдинга «Випсервис», добавляет, что нехватка мест на рейсах — это иногда результат факторов, не зависящих от перевозчика. В условиях текущих санкций российским авиакомпаниям сложнее выполнять рейсы на иностранных самолетах, и иногда, при поломке, они вынуждены заменять их на меньшее по вместимости воздушное судно.
На данный момент инициатива о запрете овербукинга находится на стадии обсуждения, и это не первое предложение подобного характера — всего месяц назад депутаты Госдумы уже поднимали этот вопрос перед Минтрансом.