С каждым днем к Новому году остается все меньше времени, и мы отмечаем, что цены на товары постоянно растут. Продукты из традиционного праздничного меню, а также подарочные товары, в частности электроника, становятся дороже. Таким образом, возникает вопрос: достигли ли мы точки невозврата и что именно будет подниматься в цене в ближайшие месяцы? Старший преподаватель кафедры экономики и финансов Пермского политеха Юлия Стародумова делится своим мнением.
Сначала — маркетплейсы
В преддверии Нового года наблюдается рост потребительского спроса, предложения и цен на множество товаров. Как же найти способы сэкономить в этот период?
Процесс подорожания в традиционных магазинах стартует с середины декабря. В то время как на маркетплейсах покупательский наплыв ожидается уже в начале ноября, на пике которого будет Черная пятница. В канун Нового года наибольшими хитами продаж становятся товары праздничной тематики — украшения, посуда, аксессуары, костюмы и соответствующие продукты питания. Кроме того, в это время растут цены на косметические и медицинские товары, а также услуги фитнес-центров и массажных салонов. Электроника, строительные материалы, товары для дома и садоводства, книги и ювелирные изделия также начинают дорожать, так как это популярные подарки, — делится эксперт Стародумова.
Вот уже не первый год маркетплейсы стали конкурентами офлайн-торговли, а по ряду товарных категорий даже опередили ее.
Будет ли спад?
В стремлении сэкономить, жители Перми планируют свои покупки заранее, оставляя лишь скоропортящиеся продукты на последний момент. С начала декабря наблюдается рост спроса и цен на автомобили, который, будь они такими, как после новогодних праздников, быстро снизится. Во второй и третьей декадах декабря растут цены на услуги салонов, фитнес-центров и бассейнов. Они сохраняются на высоком уровне до примерно 10 января. В середине декабря наблюдается подорожание электроники и медицинских товаров, и цена на них не снижается до середины января.
Продукты питания начинают дорожать за две недели до нового года, а после праздников происходит обратный процесс. Пик подорожания косметики и парфюмерии приходится на конец декабря, но они возвращаются к своим обычным ценам после новогодних праздников. Конечно, детские товары начинают дорожать под конец декабря, но довольно резко падают в цене сразу после новогодних праздников, говорит Юлия.
Переходя к продуктам, многие из них уже ощутимо подорожали (например, сливочное масло стоит около 196 рублей за пачку). Тем не менее, эксперт не считает, что нас ждут резкие скачки цен. Они будут расти постепенно, так как ритейлеры заблаговременно готовятся к новогодним продажам, создавая запасы на складах с ноября и фиксируя цены.
Наибольшее подорожание ожидается на игристые вина, рыбу, морепродукты, мясо (в первую очередь, говядину) и фрукты, — сообщает Стародумова. — Увеличение цен на определенные продукты мы сами стимулируем, покупая их каждый год. В первую очередь это касается деликатесов, которые мы не можем себе позволить каждый день, и приобретаем их лишь по праздникам.
Не стоит ожидать значительного роста цен на социально значимые продукты — всего 24 категории (говядина, свинина, баранина, куриные продукты и пр.), на которые пристально следит Федеральная антимонопольная служба.
О причинах
Что же влияет на динамику цен в магазинах помимо спроса?
На мой взгляд, основной причиной является рост цен на услуги, которые растут быстрее, чем стоимость продуктов или непродовольственных товаров. Особенно заметно подорожание коммунальных услуг, таких как отопление и электроэнергия. Кроме того, на рост цен может влиять и повышение ключевой процентной ставки Центробанком, — объясняет Юлия Стародумова.
По ее словам, с введением такого подхода регулятор стремится перенаправить население от потребления к сбережениям. Если жители начнут накапливать средства, это приведет к снижению инфляции.
Что с жильем?
В отличие от прошлых лет, когда перед новым годом наблюдался рост спроса на жилье, в это время спрос остается довольно низким из-за высоких процентных ставок по ипотечным кредитам. «В этом году высокие ставки на кредиты оказывают серьезное влияние на спрос. Недвижимость возрастает в цене только на сезонные предложения и ограниченную аудиторию,» — добавляет директор пермского агентства недвижимости Александр Леонов.
К сожалению, ипотечные ставки уже подросли до среднего значения 26% годовых, и ожидается дальнейшее их увеличение. Застройщики продолжают фиксировать цены на новые квартиры, в то время как на вторичном рынке по причине отсутствия послаблений по ипотечным программам ожидается снижение цен.
Как ведет себя потребитель?
В августе-сентябре потребительская активность в Пермском крае возрастала. Жители региона чаще приобретали как продовольственные, так и непродовольственные товары, но меньше истратили на платные услуги, — отмечает управляющий отделением банка России Алексей Моночков. Несмотря на рост потребления, рынок остается под контролем.
Таким образом, в ожидании новогодних праздников важно заранее спланировать свои расходы, чтобы не стать жертвой растущих цен.