Участники рынка электроники и бытовой техники выразили обеспокоенность по поводу возможных трудностей с поставками кондиционеров и холодильников.
Это связано с новыми требованиями Министерства природы к ввозу продукции, содержащей хладагенты, такие как фреон и смеси газов, которые используются в этих устройствах для охлаждения, пишет РБК.
Согласно обновленным правилам, о которых стало известно 8 октября, теперь требуется лицензия не только для одиночных веществ, но и для смесей, которые ранее не подлежали обязательному лицензированию.
Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) отметил, что Минприроды неожиданно расширило список товаров, требующих лицензирования. Ранее только 10% кондиционеров нуждались в лицензии, а теперь этот показатель увеличился до 90%.
Похожие изменения затронули и рынок промышленного холодильного оборудования, где под ограничения попал фреон 410, используемый в половине всех устройств.
Согласно новым правилам, без лицензии нельзя будет ввозить холодильники и кондиционеры с хладагентами R404A, R406A и R410A.
Продукция с другими хладагенты, не включенными в списки Минприроды, например R600 (н-бутан), R600A (изобутан) и R290 (пропан), останется доступной для свободного ввоза. Ожидается значительное увеличение числа заявок на лицензирование, процесс оформления которых может занять от трех до четырех месяцев.
Изменения без переходного периода могут привести к серьезным финансовым потерям для импортеров из-за дополнительных расходов на лицензирование и хранения уже отправленных партий. Увеличение сроков таможенного оформления может помешать реализации товаров в нужный сезон, говорят эксперты.
Ассоциация также прогнозирует полное прекращение импорта указанных товаров из-за ограничений по лицензированию до конца года.
Стоимость лицензии на один код товарной номенклатуры составляет около 200 тысяч рублей без учета затрат на подготовку документов. Для ввоза партии кондиционеров может понадобиться получение нескольких лицензий, что значительно увеличит общую стоимость.
Тем не менее крупные дистрибьюторы могут не заметить значительного влияния дополнительных расходов на конечную цену товара. Некоторые компании уже успели получить необходимые лицензии для избежания задержек.
В РАТЭК планируют обратиться к государственным органам для скорейшего разрешения возникшей проблемы.