Ученые выяснили, что болезнь Альцгеймера поражает мозг в два этапа

Этой болезнью часто страдают пожилые люди.

Ученые выяснили, что болезнь Альцгеймера поражает мозг в два этапа

ru.freepik.com

Ученые сделали важное открытие, касающееся болезни Альцгеймера, которая является наиболее распространенной формой деменции и характеризуется постепенным отмиранием мозговых клеток.

Это нейродегенеративное заболевание было впервые описано немецким психиатром Алоисом Альцгеймером в 1907 году и приводит к нарушениям памяти, интеллекта и эмоциональной сферы. Хотя болезнь чаще всего диагностируется у людей старше 65 лет, серьезные повреждения в мозге могут начинаться задолго до появления первых симптомов.

Ранее считалось, что болезнь Альцгеймера развивается в несколько этапов, связанных с гибелью клеток, воспалительными процессами и накоплением патологических белков. Однако новое исследование, опубликованное в журнале Nature Neuroscience, указывает на два основных этапа изменений, происходящих в мозге. Это открытие значительно улучшает понимание клеточных процессов, связанных с эволюцией данного нейродегенеративного заболевания.

Используя современные методы генетического анализа, исследователи проанализировали образцы более 3,4 миллиона ядер клеток, полученных из средней височной извилины — области, вовлеченной в обработку языка и семантической памяти — 84 пациентов с болезнью Альцгеймера на разных стадиях. Средний возраст участников исследования составлял 88 лет, в их числе было 33 мужчины и 51 женщина. Образцы тканей были получены посмертно.

Ученые не сравнивали свои данные с показателями здоровых людей, а организовали доноров по шкале псевдопрогрессии заболевания на основе количественных нейропатологических данных, создав мультимодальную карту клеток мозга. Это позволило визуализировать клеточную и генетическую хронологию изменений, происходящих в организме.

Исследование выявило два четких этапа развития болезни Альцгеймера. Первый этап представляет собой медленное нарастание патологических изменений, ведущих к повреждению определенных типов клеток, включая тормозные нейроны. Такие изменения нарушают нейронные цепи. На втором этапе происходит резкое увеличение патологий и потеря возбуждающих нейронов, а также других подтипов тормозных нейронов, что приводит к гораздо более серьезным повреждениям и выраженным симптомам, включая утрату памяти.

Создание мультимодальной карты клеток болезни Альцгеймера дает возможность глубже понять, какие популяции клеток и процессы вовлечены в прогрессирование заболевания на различных этапах. Это открытие может привести к разработке новых методов диагностики и целевой терапии, которые способны замедлить или предотвратить повреждение мозга.