С начала своей публичной деятельностью президент России неоднократно менял политические архетипы. Аналитики исследовали его активность с 1998 по 2024 годы, анализируя, как он адаптировался к требованиям общества в разные исторические моменты. Эти аспекты рассматриваются в докладе «Динамика образа Владимира Путина от «Воина» к «Правителю-Творцу», подготовленном коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг» к дню рождения президента — 7 октября ему исполнилось 72 года.
Эксперты из «Минченко консалтинг» представили свою уникальную классификацию политических образов, которая включает 17 архетипов: Ребенок, Сирота, Простодушный, Солдат, Воин, Заботливый, Искатель, Бунтарь, Герой, Любовник, Творец, Правитель, Наместник, Шут, Маг, Мудрец и Ироничный. Создатели доклада отметили, что все эти архетипы могут быть эффективными в различных ситуациях. Не существует «плохих» или «хороших» образов; их востребованность определяется состоянием общества, текущими эмоциями и раскладом элит.
Воин
«Основной архетипический образ Владимира Путина — это «Воин». Как политик, он представляет собой целеустремленного и активного защитника, который, с одной стороны, хочет одерживать победы над врагами, а с другой — защищать своих союзников, народ и избирателей», — говорится в исследовании специалистов из «Минченко консалтинг».
Путин начал свою карьеру на федеральной политической арене в 1998 году, когда занял пост директора ФСБ, что соответствовало его образу «Воина». В августе 1999 года в обществе и среди избирателей возник спрос на «Лидера-Воина». Путин оказался идеально подходящим кандидатом, быстро заняв позицию исполняющего обязанности председателя правительства, а затем став президентом, считают эксперты.
Воин-правитель
Во второй половине 2000-х годов, после успеха во Второй чеченской войне и снижения уровня преступности, а также выхода из хаоса 90-х годов, общественный запрос на лидера-воина начал ослабляться. Вследствие этого Путин постепенно переходил от образа «Воина» к «Правителю», как отмечается в докладе. Запрос на военную силу в обществе также стал угасать. В конечном итоге к образу «Воин-Правителя» начал добавляться элемент «Заботливого Правителя». Например, в своем послании федеральному собранию в 2006 году Владимир Путин представил программу «материнский капитал». На посту премьер-министра с 2008 по 2012 годы он сумел сохранить уверенный имидж.
«Если рассмотреть не только трансляцию образа, но и решения, а также поведение премьера, становится очевидным, что он остался в роли «Воина-Правителя», взяв на себя функции антикризисного менеджера (известный диалог с Олегом Дерипаской — «верните ручку»), неформального защитника страны и лидера всей политической системы», — считают аналитики.
После успешного участия в президентских выборах 2012 года образ президента Путина стал намного более естественным, обретя черты «Заботливого Правителя». Он добавил в свой публичный имидж новую грань.
«Это можно заметить, например, в том, как при контакте с гражданами на публике он стал менее напряженным, в отличие от своего прежнего образа «Воина». Многие жители страны восприняли эту перемену положительно: как глава государства, Путин в качестве «Заботливого Правителя» стал лучше реагировать на потребности благополучного общества 2010-х годов, удовлетворение которых, вероятно, было бы за пределами возможностей «Воина», — отмечают эксперты.