Мохатта Палас, расположенный в Карачи — мегаполисе с населением 20 миллионов человек, — является настоящим украшением города. Этот великолепный дворец с витражными окнами, величественной лестницей и богато оформленными интерьерами очаровывает посетителей, создавая атмосферу уюта на фоне павлинов, бескрайно прогуливающихся по газону, несмотря на шум строек и транспортные звуки за его пределами.
Построенный из розового камня, с балюстрадами, куполами и парапетами, этот дворец напоминает архитектурные стильные сооружения индийского Раджастана, что свидетельствует о времени, когда мусульмане и индуисты мирно сосуществовали в этом портовом городе.
Однако такая красота не гарантирует сохранение: в условиях сжатого пространства и активной застройки памятники старины подвергаются значительным опасностям. Разрушение, вторжения, пренебрежение, дробные законы о сохранении и вандализм угрожают историческому наследию Карачи.
Хотя опекуны дворца противостояли попытке преобразовать его в стоматологический колледж, продолжается многолетний судебный процесс, в котором наследники предыдущего владельца стремятся вернуть землю в свои руки. Дворец оставался без дела почти два десятилетия, прежде чем в 1999 году был открыт как музей.
Мохатта Палас занимает ценную территорию в старинном Клифте, окруженном роскошными особняками, магазинами и ресторанами. По словам адвоката дворца Фейсала Сиддики, «это ясно демонстрирует, что жадность важнее наследия».
Карачи продолжает расти на 2% ежегодно, и с множеством сообществ, конкурирующих за пространство, охрана исторических объектов становится второстепенной задачей. Для большинства пакистанцев этот дворец является единственной возможностью увидеть чудеса архитектуры Раджастана, так как ограничения на поездки сильно усложняют перемещения между двумя странами.
Многонациональное прошлое Карачи делает сложнее находить защитников сохранения наследия в отличие от Лахора, который более тесно связан с мусульманской империей Моголов, отмечает Хеба Хашми, специалист по охране наследия. «Сложно собрать местную поддержку для приоритета правительственных вложений в сохранение в таком социально фрагментированном городе, как Карачи», — добавляет она.
Мохатта Палас символизирует это многообразие. Индийский предприниматель Шивратан Мохатта построил его в 1920-х годах для своей больной жены, чтобы пользоваться свежим воздухом Аравийского моря. Уникально окрашенный розовый камень был привезен из Джодхпура, который сейчас находится в Индии.
После разделения Индии и Пакистана в 1947 году дворец на некоторое время был доступен для министерства иностранных дел, а затем стал домом для Фатимы Джинны, сестры первого лидера Пакистана и заметной политической фигуры. После ее смерти с наследством началась судебная тяжба, которая привела к тому, что здание было запечатано.
Покинутый, завуалированный сад и запечатанные ворота привлечь воображение местных жителей, порождая слухи о призраках и сверхъестественных явлениях. Чудеса дворца давно привлекают живых желающих его посетить, как, например, туриста Ахмеда Тарика, который сравнил его с дворцом Нур Махал в Индии. «Здесь очень хорошо поддерживается порядок и уделяется внимание деталям», — отмечает он.
Однако на содержание музея выделяется недостаточно средств. Стоимость входа составляет всего 30 рупий (примерно 10 центов США), а для студентов, детей и пенсионеров вход свободный. Даже в теплый полдень люди приходят лишь небольшими группами. Музей работает с вторника по воскресенье, однако в праздничные дни закрывается, а его часы работы не полностью соответствуют динамичной жизни Карачи.
Для обеспечения дополнительных средств дворец арендуется под корпоративные и благотворительные мероприятия, что иногда вызывает недовольство местных жителей из-за дополнительных хлопот, связанных с трафиком и уровнем шума. Однако дворец не слишком стремится к вниманию, даже если внимание может помочь ему занять важное место в современном Пакистане.
Слухи о призраках также продолжают распространяться через TikTok, привлекая блогеров, ищущих мистические истории, хотя дворец запрещает съемку внутри. «Это не тот тип внимания, которого мы хотели», — говорит Насрин Аскари, директор музея.
Недавние объявления на воротах также запрещают съемку для модных журналов, свадеб и рекламных роликов. «Мы могли бы заработать отличные деньги, но тогда будет нескончаемый поток свадеб, из-за чего не останется мест для посетителей», — заметила Аскари. Хашми подчеркивает, что вокруг сохранившихся исторических объектов часто складывается особое чувство территориальности, что преобразует культурное наследие в дорогостоящее искусство, доступное лишь для избранных.