Власти разработали ряд инициатив, направленных на предотвращение использования серой схемы, когда фирмы оформляют постоянных работников как самозанятых.
Эти меры изложены в новом законопроекте Министерства экономического развития под названием «О платформенной экономике», пишут «Ведомости». Согласно предложению, операторы платформ, через которые самозанятые получают заказы, обязаны ограничить частоту и продолжительность выполнения услуг одним исполнителем для одного клиента.
Также платформы должны контролировать, чтобы самозанятые не принимали заказы от клиентов, с которыми у них ранее были трудовые отношения. Эти условия определяют, когда отношения между платформой, заказчиком и исполнителем не считаются трудовыми. Правительство может установить ограничения на количество выполненных заказов и время работы самозанятого для одного клиента, что будет зависеть от специфики деятельности.
Для выполнения этих требований операторы платформ могут быть подключены к системе Федеральной налоговой службы (ФНС), что позволит им проверять наличие предыдущих трудовых отношений между самозанятыми и клиентами.
Законопроект также уточняет, что заказ должен касаться конкретной услуги и не включать в себя график работы или подчинение внутренним правилам компании. Исполнитель имеет право самостоятельно решать, выполнять ли работу и может отказаться без штрафов. Оператор платформы и заказчик не имеют права привлекать самозанятого к выполнению работ, не указанных в заказе, а также продлевать срок выполнения.
Цифровые платформы смогут ограничивать распределение заказов среди определенных исполнителей, а выбор будет осуществляться исключительно через алгоритмические системы. Оплата за выполненные услуги будет производиться оператором платформы от имени заказчика, что исключает прямую оплату от клиента исполнителю.
Эксперты отмечают, что практика подмены трудовых отношений существовала всегда. Екатерина Папченкова, заместитель генерального директора Центра стратегических разработок (ЦСР), подчеркивает, что отсутствие четкой грани между гражданско-правовыми и трудовыми отношениями усложняет ситуацию. Она добавляет, что законопроект актуален из-за роста числа судебных разбирательств между платформами и их партнерами (увеличение в 7,5 раз с 2020 года).
Андрей Шаронов, председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ (АЦП), указывает на необходимость дальнейшего обсуждения сложных вопросов законопроекта с регуляторами и бизнесом. Вопрос о занятости на платформах является ключевым и требует значительного внимания. АЦП поддерживает постоянный диалог с регуляторами и законодателями для нахождения взаимовыгодных решений.
Алексей Федоров, глава совета по электронной коммерции ТПП, выражает обеспокоенность по поводу ограничения регулярности и продолжительности оказания услуг. Он утверждает, что для таких услуг как репетиторство регулярность занятий является важным показателем качества работы и не должна приводить к трудовым отношениям.
По данным статистики, 62% самозанятых работают на юридические лица. Из них треть связана с торговлей и строительством — именно эти сферы вызывают наибольшее количество вопросов. Папченкова отмечает нормальность привлечения курьеров или фриланс-дизайнеров как самозанятых, но нецелесообразность оформления сборщиков или охранников в таком статусе. Разница заключается в том, что самозанятый может выполнять работу самостоятельно или быть частью общего технологического процесса.