С применением функциональной магнитно-резонансной томографии и стимулирующих маленьких любовных рассказов исследователи смогли описать «нейронные основы» любви. Выяснилось, что шесть различных форм этого важнейшего чувства по-разному взаимодействуют с участками мозга, которые связаны с системой вознаграждения и социальным восприятием.

Фото со стока Freepik
Этим вопросом занялись сотрудники кафедры нейронауки и биомедицинской инженерии финского Университета Аалто совместно с коллегами из Университета Тампере и Юлихского исследовательского центра в Германии. Ответ был найден благодаря функциональной магнитно-резонансной томографии.

ru.freepik.com
В эксперименте принимали участие 55 здоровых взрослых жителей Хельсинки: 29 женщин и 26 мужчин, говорящих на финском языке, со средним возрастом 40,3 года. У всех участников был как минимум один ребёнок, а у 27 были домашние животные. Они находились в романтических отношениях в среднем 11,9 года и не принимали препаратов, которые могли бы повлиять на результаты исследования.
За день до начала эксперимента участники получили информацию о том, что им предстоит прослушать 42 коротких заранее записанных аудиорассказа, одновременно проходя фМРТ. Каждая история касалась повседневных ситуаций, вызывающих любовь — как межличностную, так и несоциальную. Объектами этого чувства были: романтический партнёр, ребёнок, друг, домашний питомец (собака или кошка), незнакомец и природа. Учёные также включили нейтральную категорию с шестью контрольными рассказами.
После прослушивания участникам давали 10 секунд на то, чтобы максимально погрузиться в эмоции, вызванные рассказом, представить соответствующий образ, и ещё 10 секунд, чтобы очистить свои мысли от предыдущих ощущений. Между рассказами участники отвечали на два вопроса, которые выводились на экран: «Насколько легко было погрузиться в рассказ?» и «Как вы себя сейчас ощущаете по отношению к миру в целом?» Также они оценивали свои чувства, вызванные услышанными историями.
Перед процедурой фМРТ участникам предложили заполнить анкету из 15 пунктов о «страстной любви» и девятипунктовый опросник о «сострадательной любви к человечеству». Также они собрали образцы слюны в три временных промежутка: перед сканированием, сразу после него и через 20 минут. Это делалось для оценки уровня окситоцина, хотя в итоге выяснилось, что качество анализа оказалось недостаточно высоким.
Результаты анкетирования показали, что средний балл «страстной любви» составил 6,83 (указав на сильную влюблённость участников к своим партнёрам), «сострадательной любви к человечеству» — 4,87, а любви к миру в целом — 6,8 до фМРТ, и 7,75 после. Романтическая и родительская любовь стали наиболее высокооценёнными категориями, в то время как истории о чувствах к домашним животным, друзьям и незнакомцам стали самыми трудными для эмоциональной проекции.

Фото со стока Freepik
Исследователи подтвердили, что активность нейронов зависит от объекта любви: межличностная любовь (к партнёру, ребёнку, друзьям) активировала регионы социального восприятия в височно-теменных узлах и срединных структурах мозга значительно сильнее, чем межвидовая (к домашним животным) и несоциальная (к природе). У участников, у которых были питомцы, эти области проявили большую активность, чем у тех, кто не имел животных, что указывает на нейронную схожесть чувств к питомцам с межличностной любовью.
Любовь к природе активировала парагиппокампальную извилину — область серого вещества, окружающую гиппокамп и отвечающую за созерцание пейзажей. Чувства, подчеркивающие более близкие и теплые аффилиативные связи, коррелировали с более выраженной активацией системы вознаграждения мозга, а также нижних и верхних лобных извилин и глазничной коры, в отличие от любви к незнакомцам, домашним животным и природе. Более того, к незнакомцам участники чаще испытывали сострадание, чем любовь.
Ранее мы рассказывали, почему некоторые моменты запоминаются на всю жизнь. Недавние исследования продемонстрировали, что долговременная память неразрывно связана с воспалительными процессами в головном мозге, а также подчеркнули важность сна в процессе закрепления воспоминаний.





