Почему современным детям тяжело сосредотачиваться на заданиях

Несмотря на уровень когнитивных способностей, многие дети обращают внимание на большее количество информации, чем необходимо для решения конкретной задачи. Взрослые часто воспринимают это как проявление низкого уровня развития или рассеянности, а также как неспособность выделять главное из второстепенного. Однако психологи из США выяснили, что такое «недостаточное сосредоточение» является частью процесса формирования памяти.

Почему современным детям тяжело сосредотачиваться на заданиях

Фото: Михаил Мокрушин / РИА Новости

Существует мнение, что современные дети обрабатывают информацию иначе, чем более старшие поколения в их возрасте. Поэтому и проблемы, с которыми они сталкиваются в учебном заведении, отличаются от тех, что переживали их родители, бабушки и дедушки. Согласно исследованию Алекса Куигли, эксперта в области педагогики, трудности с концентрацией объясняются недостаточно развитыми рабочей памятью и навыками планирования времени.

Исследователи из Университета штата Огайо в США в ходе нескольких научных работ пришли к выводу, что проблема заключается не столько в низком уровне развития рабочей памяти, сколько в её недостаточной сформированности. В рамках одного эксперимента приняли участие 201 человек, включая взрослых и их детей в возрасте от 4 до 6 лет. Каждому участнику показали изображения двух созданий, похожих на птиц с именами Хиби и Гора. Каждое существо имело уникальные комбинации цветов и форм различных частей тела, включая рога, голову, клюв, туловище, крылья, лапы и хвост. По внешнему виду шести из семи частей тела можно было установить, принадлежит ли существо к группе Хиби или Гора с вероятностью 66%, в то время как хвост позволял точно определить идентичность существа.

В Госдуме предложили оценивать школы по уровню буллинга

Павел Лисицын / РИА Новости

Исследователи из Университета штата Огайо отметили, что взрослые лучше справляются с фокусировкой внимания, тогда как дети воспринимают любую доступную информацию без ограничений.

Затем участникам показывали изображения, на которых существо было частично скрыто: чтобы установить его личность, участники могли открывать по одной части тела за одно нажатие кнопки, стараясь определить, кто изображен на экране, минимизируя количество нажатий. Несмотря на то что все участники, независимо от возраста, быстро осознали, что для выполнения задачи достаточно взглянуть на хвост, их поведение различалось. Взрослые сразу открывали хвост и ограничивались одним нажатием кнопки. Дети, даже если сначала сосредоточивались на хвосте, могли открыть и другие части тела, делая лишние движения.

Исследователи предположили, что маленькие участники могут просто наслаждаться нажатием кнопки, и поэтому изменили условия эксперимента. В новой версии появилась кнопка «Экспресс», позволяющая увидеть всё существо целиком. Когда дети начали чаще использовать эту кнопку, стало ясно, что ранее они делали избыточные открытия не ради развлечения.

Психиатр Ветошкин объяснил, в чем причины стрельбы в брянской школе

ru.freepik.com

По словам авторов исследования, дети осознали, что существо можно определить по одной части тела, но могли испытывать беспокойство, что не всё запомнили правильно. Их рабочая память всё ещё находится на стадии формирования. Они стремились устранить неопределенность, исследуя другие части тела, чтобы убедиться в соответствии своей памяти о каждом из двух существ реальности.

По словам ученых, по мере развития рабочей памяти у детей формируется уверенность в своей способности сохранять информацию на длительный срок, и они начинают действовать так, как это делают взрослые. Однако полученные результаты требуют дальнейшей проверки в будущих исследованиях.

Ранее мы рассказывали, что недоношенные дети обошли по развитию родившихся вовремя. Предыдущие исследования показали, что роды до срока повышают вероятность инсульта и сердечно-сосудистых заболеваний у женщин и связаны с риском низкого уровня интеллектуального развития у недоношенных детей.

  • Другие новости