Как изменение климата усиливает турбулентность

В прошлом году исследователь Марк Проссер из Университета Рединга провел анализ турбулентности при ясной погоде — без облаков и гроз, и его выводы оказались тревожными. В период с 1979 по 2020 годы наблюдалось увеличение лёгкой и более сильной турбулентности в Северной Атлантике на 17%. Турбулентность средней степени и выше возросла на 37%, а тяжёлая и экстремальная типы стали наблюдаться на 55% чаще. Таким образом, не только частота возникновение турбулентности возросла — она стала значительно сильнее.

Как изменение климата усиливает турбулентность

Кадр из тележурнала "Каламбур"

Доктор Джон А. Нокс, исследователь из Университета Джорджии, подчеркивает, что и СМИ стали чаще сообщать о случаях турбулентности, которые, в свою очередь, стали более распространенными и интенсивными.

Он отметил, что самолет Singapore Airlines, вероятно, пролетал над грозой, что привело к более сильной турбулентности, чем та, с которой сталкиваются большинство авиарейсов. Турбулентность при ясном небе связана с высотной воздухопотоковой динамикой, которая, как правило, ассоциируется со струйными течениями, но не всегда возникает из-за них. Если вы летите рядом с грозой, это создает совершенно другие условия.

Но каким образом изменение климата ухудшает ситуацию с турбулентностью? По словам Нокса, отчасти этому способствует увеличение температуры воды и влажности воздуха, что создает более сильный температурный градиент в верхней тропосфере — области атмосферы, где летают самолеты.

Летевший из Новосибирска самолет экстренно сел из-за возгорания двигателей

Илья Наймушин / РИА Новости

Нокс добавил, что более тёплая океанская вода и повышенные температуры на поверхности нагревают воздух, производя водяной пар, который служит «топливом» для гроз. Поэтому существует вероятность, что в будущем грозы станут сильнее. Уже сейчас в некоторых регионах США наблюдаются более короткие, но интенсивные дожди. Если вы будете находиться рядом с грозой во время полета, это может увеличить вероятность турбулентности.

Однако дело не только в этом.

В средних широтах температурный градиент усиливает ветер. Это метеорологический принцип, называемый законом теплового ветра. Если есть сильный температурный градиент между тёплыми и холодными регионами, это способствует более сильному ветру, который дует с запада на восток. Усиливающийся температурный градиент на высоте полета приводит к увеличению скорости ветра, что в свою очередь вызывает вертикальный сдвиг ветра — изменение направления горизонтального ветра с высотой. Именно это и приводит к турбулентности.

Итак, у нас есть усиленный температурный градиент в средней и верхней тропосфере, что ведет к более быстрым струйным течениям. Более сильные ветры означают увеличенный сдвиг, что приводит к появлению гравитационных волн и нестабильности. Эти мелкомасштабные волны и отклонения могут вызывать колебания в масштабе самолета, что объясняет появление турбулентности при ясной погоде.

Хотя прогнозы Нокса не внушают оптимизма, они не означают, что нам следует ожидать увеличение случаев серьезных травм или смертельных случаев во время полета.

Летевший из Турции самолет с россиянами сменил курс из-за недомогания пилота

Ведь в самолётах уже применяются проверенные технологии для предотвращения большинства травм при сильной турбулентности — ремни безопасности. Серьезные травмы происходят, когда люди — как пассажиры, так и члены экипажа — не пристёгнуты.

Риск гибели во время турбулентности действительно существует в основном для тех, кто не пристёгнут — в случае резкого движения человек может получить серьёзные травмы, например, сломать шею. Нам всем нужно ясно осознать, что когда нас просят оставаться на местах с пристегнутыми ремнями, это действительно важно.

Турбулентность, которую испытал самолет Singapore Airlines, возможно, представляет собой редкий, но более интенсивный тип турбулентности по сравнению с тем, с чем сталкивается большинство пассажиров. Тем не менее, все данные свидетельствуют о том, что турбулентность стала более выраженной, чем в предыдущие десятилетия. За этим стоит влияние антропогенных факторов, и, по прогнозам, ситуация будет усугубляться. И не забывайте: пристегивайте ремни безопасности! Это не так сложно, и если вам некомфортно, помните, что пристегнуться гораздо легче, чем восстанавливаться после травмы.

Ранее мы рассказывали, что крупнейший в мире термоядерный реактор не запустят еще 15 лет. Изначально планировалось, что первые полноценные испытания ИТР, который состоит из 19 массивных магнитных катушек, объединенных в несколько тороидальных магнитов, начнутся в 2020 году.

  • Другие новости