Как картина «Офелия» погубила жизнь прекрасной натурщицы

Английский художник-прерафаэлит Джон Эверетт Милле создал свою знаменитую картину «Офелия» в 1852 году, и сегодня эта работа считается одной из наиболее известных и загадочных в искусстве. Но немногие знают, что модель, позировавшая ему, почти повторила судьбу героини Шекспира.

Как картина «Офелия» погубила жизнь прекрасной натурщицы

Джон Эверетт Милле "Офелия"

Элизабет Элеонор Сиддал родилась 25 июля 1829 года в Лондоне в многодетной семье. В условиях постоянной нехватки денег ей приходилось помогать матери в швейном деле. В 18 лет она нашла работу модисткой в шляпном салоне, где в 1849 году познакомилась с художником-прерафаэлитом Уолтером Девереллом. Рыжеволосая красавица с зелеными миндалевидными глазами и фарфоровой кожей сразу привлекла его внимание.

Деверелл попросил Элизабет позировать для него, и так она вошла в круг лондонских художников-прерафаэлитов, став их музой. В 1848 году основатель братства прерафаэлитов познакомился с Джоном Эвереттом Милле, который в 1851 году задумал создать картину по мотивам шекспировской трагедии «Гамлет».

По сюжету Офелия, влюбленная в Гамлета, узнала о его гибели отца и, потеряв рассудок, пришла к реке. Печальная девушка, держа в руках цветочные венки, стремилась повесить их на ветви плакучей ивы и упала в воду. Этот эпизод стал основой для работы художника, и история Офелии приобрела популярность среди викторианских мастеров, а ее самоубийство воспринималось как протест против общественных норм. Милле решил изобразить Элизабет в роли главной героини.

Как картина

Джон Эверетт Милле, набросок

Сначала Милле пишет пейзаж — для тщательной передачи природы художник проводил на берегу реки по 11 часов в день. По завершении работы над пейзажем Милле стал писать Офелию. Художник стремился изобразить модель в условиях, максимально приближенных к оригиналу — то есть под водой. В течение четырех месяцев Элизабет позировала Милле в ванной. Это происходило зимой, и чтобы модель не замерзала, Милле разместил под ванной горелки, подогревавшие воду. Но со временем они гасли, и Элизабет продолжала позировать в холодной воде…

Платье Офелии также было написано с натуры. Милле заказал старинный наряд, за который заплатил 4 фунта. Это позволило ему точно передать все детали, что было характерно для стиля прерафаэлитов.

Однако из-за длительного позирования в холодной воде Элизабет заболела, и ее отец потребовал у Милле покрыть расходы на лечение. К счастью, арт-дилер Генри Фаррел купил картину после выставки в Академии искусств, и у Милле были деньги для этого. Врачи назначили девушке лауданум — опиумную настойку, которая использовалась тогда в качестве обезболивающего и снотворного. Тем не менее, здоровье Элизабет продолжало ухудшаться.

Как картина

Лауданум

Кроме Милле, Элизабета позировала и другому известному прерафаэлиту — Данте Габриэлю Россетти. Она надеялась, что их творческий союз приведет к свадьбе, но художник не вписывался в идеал мужа и часто изменял ей.

В 1860 году у Элизабет обострилась болезнь легких, и Россетти пообещал жениться на ней, как только она выздоровеет. Свадьба состоялась 23 мая 1860 года, и вскоре девушка забеременела, но ребенок родился мертвым. Это событие сильно подорвало состояние ее здоровья. Для борьбы с депрессией она вновь начала принимать лауданум. Потеря дочери еще больше отдаляла супругов друг от друга.

Таким образом, судьбы Офелии и Элизабет оказались параллельными. В феврале 1862 года склонная к меланхолии Элизабет приняла смертельную дозу лауданума и скончалась через несколько дней. Как выяснилось, она была беременна снова, и возможно, боялась, что роды вновь закончатся трагедией или устала от предательств своего мужа.

  • Другие новости