В Госдуме разрабатываются изменения в Уголовный кодекс, которые могут расширить конфискацию имущества за коррупционные преступления на все активы виновного и его ближайших родственников, включая совершеннолетних детей и родителей.
Об этом «Прайм» рассказал адвокат и преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Кирилл Данилов.
На данный момент закон предусматривает конфискацию только того имущества, которое было получено в результате преступной деятельности самого обвиняемого. Однако новые поправки предполагают более строгие меры для тех, кто совершал преступления в составе организованных групп и не сотрудничал со следствием на досудебной стадии.
Цель таких изменений заключается в профилактике коррупции. Как поясняет Данилов, послание законодателя состоит в том, что коррупционные действия могут привести к потере не только личного имущества, но и активов, приобретенных законным путем, что затрагивает и семью преступника.
Кроме того, эти поправки могут побудить обвиняемых к сотрудничеству со следствием, что позволит привлечь к ответственности всех участников преступной группы. Также предполагается, что конфискованное имущество может быть использовано для пополнения государственного бюджета и финансирования социальных программ, таких как строительство образовательных и медицинских учреждений.
Если закон будет принят, суды будут чаще применять нормы о конфискации. При этом существует риск, что не все активы, полученные преступным путем, будут обнаружены, но вероятность наличия других активов у обвиняемого и его семьи, стоимость которых не соответствует их официальным доходам, значительно выше.
Однако возникают вопросы о соблюдении принципов индивидуализации ответственности и презумпции невиновности, а также о защите частной собственности, закрепленных в Конституции России. Данилов указывает на возможность ситуации, когда законопослушные родители могут потерять свое имущество из-за действий своих детей, что требует дополнительных разъяснений от законодателей для соблюдения основных правовых норм