В России создадут бесшовную систему образования

Заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко заявил, что одной из ключевых задач для страны является создание интегрированной образовательной системы, которая объединит дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее образование.

В России создадут бесшовную систему образования

Илья Наймушин / РИА Новости

«В целом сейчас стоит задача построить бесшовную систему образования в России: связать дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее образование так, чтобы прохождение всех ступеней помогало дать необходимый набор знаний, компетенций, сформировать ценностную основу и провести по всем этапам подготовки к успешному трудоустройству и качественной самостоятельной жизни»,  — цитирует чиновник «Известия»

Александр Мажуга, первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, подчеркнул, что основная идея бесшовной системы заключается в преемственности подходов и методик при переходе от одной образовательной ступени к другой.

Зачастую даже самые близкие по смыслу направления подготовки в колледже и вузе не имеют преемственности. Например, вы закончили школу и идете в вуз, сдали экзамены, поступили, и, по логике, образовательная программа вуза должна стать продолжением того, что вы учили в школе, и основываться на том, что вы узнали в рамках общего образования. А часто бывает так, что вас учат одному в школе и колледже, пришли в вуз — а там другая программа. Это и есть шов

Александр Кузьмин, академический директор школы «Новый взгляд», отметил, что между различными уровнями образования существуют значительные разрывы. Например, детские сады и начальные школы функционируют отдельно, старшие классы сосредоточены на подготовке к ЕГЭ, а вузы имеют свои собственные стандарты.
Многие преподаватели не понимают, как изучается математика на начальном уровне, что приводит к отсутствию целостного восприятия образовательного процесса, отметил он.

В Министерстве образования и науки России сообщили, что создание бесшовной системы подразумевает согласованное функционирование всех уровней образования и плавный переход от одного уровня к другому. Этот принцип также заложен в новом национальном проекте «Молодежь и дети», который включает девять федеральных инициатив.

Профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что основное внимание в бесшовной системе должно уделяться не только академическим знаниям, но и «сквозным» компетенциям, таким как навыки взаимодействия в коллективе и цифровая грамотность. Развитие мягких навыков с раннего возраста является ключевым элементом бесшовной системы, отметила она.

Кузьмин добавил, что для успешного внедрения бесшовной системы необходимо осознавать существование разрывов и работать над тем, чтобы поддерживать детей на каждом этапе их обучения. Важно создать систему зачетов между различными образовательными учреждениями, чтобы облегчить переходы между ними, подчеркнул он.

Борис Илюхин, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования, отметил, что необходимо устранить разрывы на всех уровнях образования, особенно при переходе из 9 класса, так как многие ученики в этом возрасте прекращают обучение и выходят на рынок труда без профессии. Важно создать систему поддержки для каждого ребенка на всех этапах его образовательного пути, заключил он.

  • Другие новости