В июле 2024 года в России наблюдался рост продаж новых легковых автомобилей на 42,4%, что составило 136,2 тысячи единиц
Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные аналитиков «Автостата» и ППК. Это стало первым месячным увеличением с начала весны, чему способствовали ожидания повышения ключевой ставки Центробанка и новости о росте утилизационного сбора, который вступит в силу с 1 октября. По сравнению с июнем продажи возросли на 9,5%, превысив также результаты мая (127,2 тысячи автомобилей), но оставаясь ниже апрельских показателей (137 тысяч).
Темпы роста на годовом уровне замедлились: в июне продажи увеличивались в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом, а в мае — на 76,2%. Это замедление связано с эффектом низкой базы 2023 года, когда в июле продажи достигли лучших результатов с февраля 2022 года, приблизившись к 100 тысячам единиц.
Лидером продаж в июле осталась марка Lada, продажи которой выросли на 30,1% до 35,6 тысячи автомобилей. Среди иномарок наибольший рост показал Haval, продажи которого увеличились в 1,95 раза до 16,7 тысячи единиц. Более активный рост наблюдается у Changan — в 2,2 раза до 11,4 тысячи, а также у Chery (+32,5% до 14,2 тысячи) и Geely (+49,1% до 13,1 тысячи). Единственным брендом в топ-10, который показал снижение, стал Exeed — на 4,4%, до 3,5 тысячи.
Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh, считает, что август может быть таким же успешным по продажам, как и июль. По его словам, клиенты стремятся оформить кредиты в банках, где еще действуют условия до последнего повышения ключевой ставки. Однако он также отмечает, что из-за негативного влияния ставки на кредитные и лизинговые предложения может произойти перераспределение спроса на другие формы владения автомобилем, такие как каршеринг.
Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей «Рольф», ожидает роста собственных продаж в августе на 5–10% по сравнению с июлем. Он отмечает, что спрос оживился на фоне новостей о повышении утилизационного сбора и специальных предложений компании. Ключевая ставка пока не оказала значительного влияния на продажи, и доля кредитных сделок по новым автомобилям остается на уровне 70%.
Сергей Удалов из «Автостата» считает, что в августе рынок останется на уровне июля. Он подчеркивает, что эффект от роста утилизационного сбора более понятен для покупателей, чем влияние повышения ключевой ставки. Кроме того, держать средства на депозитах становится менее выгодно, так как накопления за три месяца не покроют разницу в цене на автомобили.