С 25 июля банки обязаны приостанавливать денежные переводы на срок до двух дней, если информация о получателе содержится в базе данных Центрального банка, касающейся мошеннических действий.
В противном случае финансовое учреждение будет обязано вернуть клиенту украденные средства. Эти изменения в законодательстве направлены на борьбу с дропперами людьми, через чьи счета проходят мошеннические операции, зачастую без их ведома, пишут «Ведомости».
По новым правилам, даже если клиент настаивает на проведении перевода или пытается повторить его в течение двухдневного «периода охлаждения», операция будет приостановлена. Банк обязан уведомить клиента о том, что транзакция задержана, объяснив причины и срок приостановки. Это время позволит человеку, находящемуся под давлением мошенников, переосмыслить свои действия и отменить перевод. Если же после истечения этого срока клиент все равно решит провести операцию, банк обязан ее выполнить и не несет ответственности за возможные последствия.
Если банк, получив информацию от Центрального банка о наличии данных о мошенничестве, проведет транзакцию без введения «периода охлаждения» и не предупредит клиента о рисках, ему придется вернуть всю сумму, похищенную у клиента, в течение 30 дней. Эти правила касаются операций, связанных с пополнением счета через банкомат или переводами, но не затрагивают снятие наличных.
С 25 июля также вступают в силу новые признаки мошеннических действий, расширяющие перечень критериев до шести. Банк должен будет останавливать переводы на счета, по которым ранее были зафиксированы мошеннические операции, даже если пострадавшие не сообщали о них. Кроме того, наличие информации о возбуждении уголовного дела против получателя средств также будет основанием для приостановки перевода.
Банк также обязан учитывать данные от сторонних организаций, например, информацию от операторов связи о необычной телефонной активности клиента или увеличении числа входящих сообщений с новых номеров. Однако блокировать операции на основании данных от операторов банки смогут только при наличии соответствующего договора.
Тем не менее эксперты подчеркивают, что любые меры будут неэффективны, если человек под воздействием манипуляций мошенников сам передает деньги. Это может включать предоставление доступа к своему онлайн-банкингу, внесение наличных через банкоматы или следование указаниям преступников в течение длительного времени. Мошенники также используют быстрые переводы по номеру карты или телефона, а также различные схемы для сокрытия своих действий, что затрудняет борьбу с ними.