Палеонтологи нашли следы ходячей рыбы, жившей 300 млн лет назад

Древние организмы оставляют после себя не только окаменелые останки, но и различные следы своего существования, такие как отпечатки лап, гнезда, следы охоты и другие. Недавно американские палеонтологи сообщили об обнаружении следов ходячей рыбы, жившей около 300 миллионов лет назад. Характер этих следов позволил отнести ее к ранее неизвестному виду.

Wikipedia

Чаще всего о существовании древних организмов люди узнают по их окаменевшим скелетам или фрагментам костей. Иногда палеонтологам удается найти даже мягкие ткани, перья динозавров или содержимое желудков, что помогает лучше понять особенности их образа жизни и рациона.

Помимо окаменелых останков, есть еще один класс ископаемых следов – ихнофоссилии. Это отпечатки, отражающие различные действия древних существ – ходьбу, бег, плавание, гнездование, питание и т.д. Они позволяют узнать об особенностях экологии и эволюции способов передвижения. Например, в отложениях раннего пермского периода в горах Робледо (Нью-Мексико, США) были обнаружены многочисленные следы доисторических четвероногих, членистоногих и растений.

На этот раз два американских палеонтолога Ларри Ф. Райнехарт и Спенсер Г. Лукас обнаружили уникальные ихнофоссилии ранее неизвестной ходячей рыбы, которую они назвали Ambulopisces voigti. Она очень похожа на другой ихнород, Undichna britannica, известный только по следам.

Отпечатки Ambulopisces voigti длиной 18 сантиметров сохранились на алевритовой плите и состоят из следов ходьбы на грудных плавниках и волочения хвостового плавника. Последнее характерно и для U.britannica, но у новой рыбы амплитуда движений хвостом была меньше. Кроме того, следы грудных плавников образуют прерывистую синусоиду и наклонены вперед по направлению движения, что ранее наблюдалось только в условиях сильного поперечного течения.

Палеонтологи нашли следы ходячей рыбы, жившей 300 млн лет назад

Historical Biology, Larry F. Rinehart and Spencer G. Lucas.

Морские существа выработали множество способов передвижения по дну, от походки, напоминающей четвероногих, у латимерий, до бега и прыжков на грудных плавниках у илистых прыгунов. Новый вид A.voigti ходил, вдавливая один грудной плавник в грунт и сгибая тело вокруг него, чтобы вывести вперед второй плавник, который затем тоже вдавливался. Этот способ напоминает походку кольчужных сомов,опирающихся на шипы в плавниках.

К сожалению, палеонтологи пока не могут однозначно определить, в какой среде обитала эта рыба — могла ли она выползать на поверхность, как илистый прыгун, или всегда находилась под водой. Судя по всему, отпечатки образовались на небольшой глубине, но других свидетельств вроде следов дождя или ряби ученые не обнаружили.

Ранее стала известна причина вымирания последних мамонтов на Земле. Недавний анализ генома выявил, что изолированные мамонты, населявшие остров на протяжении следующих 6 тысячелетий, произошли максимум от восьми особей. Подробнее – читайте в нашем материале.