Учёные рассказали, как семидневный голод влияет на организм

Группа ученых из разных стран провела анализ воздействия отказа от пищи на организм за семь дней.

Учёные рассказали, как семидневный голод влияет на организм

Люди способны пребывать без пищи длительное время благодаря эволюционной приспособленности, развиваемой веками. Практика длительного голодания в медицинских целях использовалась для лечения различных заболеваний. Сегодня отказ от пищи часто связывают с похудением, но последствия этого на организме до конца не изучены. Важно отметить, что в процессе длительного голодания организм переходит на использование собственных жировых запасов в качестве источника энергии. Коллектив ученых из нескольких университетов решил провести эксперимент с участием 12 добровольцев (пять из них женщины, семь — мужчины), результаты которого были опубликованы в сборнике Nature Metabolism.

Участники не употребляли пищу в течение семи дней, употребляя лишь воду, при этом их состояние здоровья мониторилось тщательно. Исследователи анализировали изменения уровня около трех тысяч белков в крови участников в течение всего периода голодания. Результаты также сравнивались до и после периода отказа от пищи. Как показали данные, в первые два-три дня голодания организм участников переключился с использования глюкозы на внутренние запасы энергии.

Учёные рассказали, как семидневный голод влияет на организм

Интересным является факт, что в это время в основном терялась мышечная масса, а не жировые отложения. Среднее снижение веса участников составило 5,7 кг за весь период эксперимента. Ученые отметили явные изменения уровня белков в организме добровольцев уже после трех дней отказа от еды — фиксируется реакция организма на стресс. До этого момента изменений в организме участников не наблюдалось, что свидетельствует о более позднем появлении этих изменений, чем предполагалось. Анализ показал, что каждый третий белок, проверенный учеными, подвергся существенным изменениям в период голодания в различных органах.

В числе других открытий, ученые выявили, что отказ от пищи приводит к значительным изменениям в белке внеклеточной матрицы тенасцина-R, специфическом для мозга. Этот белок активен в росте нервов, клеится к нервным клеткам и регулирует работу натриевых каналов.

Клаудиа Лангенберг из Берлинского медицинского университета, один из авторов исследования, отметила, что впервые удалось получить представление о молекулярных изменениях в организме при отказе от еды. Она подчеркнула, что голодание, при условии его безопасности, является эффективным методом по снижению веса и положительно влияет на организм. По словам ученых, интервальное голодание, популярное сегодня, помогает не только похудеть, но и оказывает благоприятное воздействие на здоровье.

Ранее стало известно, что ультрапереработанная еда резко увеличила частоту психических заболеваний. Продукты, относящиеся к категории ультраобработанных (включая выпечку, газированные напитки), составляют значительную долю ежедневного рациона в многих странах. Подробнее – в нашем материале.