Мозг билингвов и одноязычных работает по-разному

Билингвы имеют отличное мышление по сравнению с людьми, говорящими только на одном языке. Независимо от того, являются ли они носителями обоих языков с детства, изучали два языка в школе или освоили второй язык взрослыми, ученые предполагали, что у детей из монолингвальных и билингвальных семей разное восприятие слышимой речи еще в раннем возрасте. Но в то время не было доступных технологий для проверки этой гипотезы.

Мозг билингвов и одноязычных работает по-разному

Freepik

Исследователи из университетов в Кембридже (Великобритания), Торонто (Канада) и Баскского центра по познанию, мозгу и языку (Испания) провели эксперимент с участием 81 четырехмесячного младенца из испаноязычных и смешанных испано-баскских семей. Родители участников предоставили информацию о себе, чтобы обеспечить равномерность выборки. Предварительный отчет о научной статье доступен на сайте biorxiv.org.

Дети были разделены на две группы: билингвы (использующие испанский и баскский языки одинаково часто) и дети, живущие в испаноязычной среде. К первой группе относились дети, с которыми говорили на обоих языках с рождения, примерно на 20-80% времени на испанском языке. Дети, общающиеся на испанском языке более 80% времени, попали во вторую группу.

Ученые записали произношение одних и тех же предложений из книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери трех испанских носителей языка. Каждая из них прочла 120 высказываний, включающих от 15 до 18 слогов. Затем были созданы аудиозаписи, состоящие из 72 уникальных высказываний, прочитанных различными говорящими с интервалом около 0,5 секунды.

Мозг билингвов и одноязычных работает по-разному

Freepik

Также исследователи создали аудиодорожку, на которой текст «Маленького принца» проигрывался задом наперед для изучения реакции мозга на незнакомые речевые стимулы. С помощью функциональной ближней инфракрасной спектроскопии ученые наблюдали активность мозга детей при обработке этих записей.

Младенцы-билингвы активировали области обеих половин головного мозга при работе с речью и аналогично реагировали на правильное и «перевернутое» чтение. У одноязычных детей активировались преимущественно области левого полушария, и реакция на незнакомые речевые стимулы была более интенсивной, чем на знакомые.

Исследование подтвердило, что уже в раннем возрасте дети, говорящие на одном языке, хорошо различают свой родной язык от других речевых сигналов. Однако адаптация к разнообразной языковой среде помогает детям воспринимать различия между языками даже в будущем.

  • Другие новости