Психология помогает понять много аспектов поведения, для которых на первый взгляд сложно найти логическое обоснование. Например, существенное объяснение привязанности к винтажному стилю и интересу к действиям, для которых созданы специальные термины маркетологами.
Исследователи из Бизнес-школы при Техасском университете в Остине и Чикагского университета выяснили, почему люди готовы вкладывать дополнительные усилия или тратить больше денег, чтобы избежать ожидания. Принципиальная причина заключается в стремлении завершить текущие задачи как можно скорее и забыть о них. Соответствующие исследования были опубликованы в периодических изданиях Personality and Social Psychology и Social Psychological and Personality Science.
Авторы провели семь экспериментов как в онлайн, так и лабораторных условиях. В рамках онлайн исследований участники оценивали уровень нетерпения в разных ситуациях. Согласно ответам, в день президентских выборов в США 2020 года они проявляли более сильную поддержку выбранному кандидату. На следующий день, во время подсчета голосов, предвкушение результатов становилось еще сильнее, даже у тех, кто не голосовал за Джо Байдена.
Участники эксперимента отметили, что их нетерпение усиливалось в различных ситуациях, когда приближалось ожидаемое событие. Например, они замечали это, ждя первой вакцины от коронавируса или прибытия автобуса в центре Чикаго. Чем ближе было время события, тем более нервными чувствовали себя участники.
В лабораторных условиях людям предлагали сделать выбор между дополнительными расходами или усилиями и поздним завершением задачи, и большинство предпочитали действовать более рано, чем поздно. Например, они были готовы заплатить больше, чтобы скорее забыть о задаче, или работать на 15% дольше без дополнительной оплаты, лишь бы закончить дело. Они даже выбрали поработать дополнительные часы перед отпуском, чтобы закончить отчет и не думать о нем в отпуске.
Исследователи считают, что информацию о возрастании нетерпения по мере приближения к цели можно использовать в маркетинге и управлении. Например, сервисы доставки могут предупреждать о длительном ожидании, чтобы успеть доставить заказ до того, как покупатель начнет беспокоиться и раздражаться. Руководители компаний могут организовать процессы таким образом, чтобы стимулировать сотрудников заканчивать порученные задачи как можно скорее.
Ранее мы рассказывали, зачем люди обнюхивают себя. Исследование, проведенное учеными из Карлова университета в Праге, показало, какие части тела и в каких ситуациях люди склонны обнюхивать. Подробнее – в нашем материале.