Совет директоров Банка России, на заседании 16 февраля 2024 года, принял решение о сохранении ключевой ставки на уровне 16,00% годовых.
Несмотря на уменьшение текущего инфляционного давления по сравнению с предыдущими месяцами, оно по-прежнему остается на высоком уровне, отметил регулятор. Внутренний спрос продолжает опережать возможности расширения производства товаров и услуг, что делает оценку устойчивости дезинфляционных тенденций преждевременной.
Прогноз Банка России предполагает, что для достижения цели возвращения инфляции к уровню 4% в 2024 году и ее стабилизации придется сохранять жесткие денежно-кредитные условия. Ожидается, что годовая инфляция, в соответствии с проводимой политикой, снизится до 4,0–4,5% в текущем году и будет удерживаться вблизи 4% в последующем.
Инфляционные ожидания населения и предприятий уменьшились с начала текущего года, приближаясь к уровням III квартала 2023 года. Тем не менее они по-прежнему находятся на высоком уровне, что объясняет инерцию повышенного уровня цен.
Рост российской экономики в 2023 году оказался выше, чем предсказывал Банк России. Но при увеличении инфляционного давления это указывает на то, что внутренний спрос продолжает существенно превышать возможности производства. Однако увеличивающаяся склонность к сбережениям, замедление потребительской активности и снижение спроса на импорт начинают создавать условия для возвращения экономики к устойчивому росту, хотя этот процесс будет требовать времени.
Нехватка трудовых ресурсов остается главным ограничением для расширения производства. Оперативные показатели, включая опросы предприятий, свидетельствуют о том, что рынок труда по-прежнему является жестким, хотя в некоторых отраслях он перестал расти.
На среднесрочной перспективе баланс рисков для инфляции продолжает оставаться смещенным в сторону проинфляционных факторовсчитает ЦБ Основные риски связаны с изменениями в условиях внешней торговли, высокими инфляционными ожиданиями, отклонением экономики от траектории сбалансированного роста и путем нормализации бюджетной политики. В то время как дезинфляционные риски включают в себя возможное более быстрое замедление внутреннего спроса, чем ожидается в базовом сценарии.