В 2016 году Эмбер Пирсон обратилась в медучреждение в штате Орегон из-за ее страдающей эпилепсии. В 2018 году ей была проведена операция по удалению участка мозговой ткани, ответственного за судорожную активность, однако припадки не прекратились.
После этого Пирсон предложили пройти процедуру реактивной нейростимуляции. Этот метод включает в себя вживление в мозг специального импланта длиной 32 миллиметра, который вначале обнаруживает активность мозга, связанную с эпилепсией, и затем подавляет ее с использованием электрических импульсов.
Позже Пирсон сама обратилась к своему нейрохирургу и предложила использовать имплант для лечения ее изнурительного расстройства обсессивно-компульсивного характера. Расстройство из навязчиво-компульсивного спектра характеризуется наличием навязчивых мыслей (обсессий) и поведенческих ритуалов (компульсий), которые могут затруднять повседневную жизнь и функционирование человека. Как рассказала Пирсон, поскольку чип уже был вставлен в ее голову медиками, можно было использовать его и для других целей. Медики согласились.
Для настройки системы медицинские специалисты сначала записали активность мозга пациентки при действии триггеров, вызывавших у нее компульсии. Затем они настроили чип на идентификацию этой активности и ее подавление, дополнительно к тем, которые связаны с эпилептическими припадками. Пирсон прошла процедуру в марте 2019 года, и по отчету, система помогла управлять как эпилепсией, так и ОКР. Ранее она тратила более восьми часов в день на свои компульсии, такие как мытье рук и проверки замков, а теперь этого занимает не более получаса.
По словам Пирсон, ее борьба с ОКР оказалась более сложной, чем с эпилепсией, поскольку она часто мыла руки до кровотечения. Хотя ОКР и приступы не исчезли полностью, ее жизнь значительно улучшилась после проведения нейростимуляции. Теперь исследователи из Пенсильванского университета планируют узнать, пригодится ли данный метод другим пациентам с ОКР.
Ранее мы рассказывали, почему сон необходим людям и животным. Согласно последнему исследованию Вашингтонского университета в Сент-Луисе, во время сна наш мозг возвращается к своим «стандартным настройкам». Подробнее – в этом материале.