Три вспышки чумы в Древнем Риме связали с ударами холода

Группа международных ученых из университета в Бремене и Оклахоме опубликовала результаты обследования донных осадков из залива Таранто.

Три вспышки чумы в Древнем Риме связали с ударами холода

«Чума в Азоте» кисти Никола Пуссена

Исследователи сопоставили слои осадков с определенными годами. Самые древние слои уходят к 200 году до нашей эры (поздней Римской республике), а самые поздние – приблизительно к 600 году нашей эры (времена Восточной Римской империи). Их интересовало, как менялся климат за это время. Для восстановления данных о температуре и осадках они обратились к определенному виду водорослей – динофлагеллятам, чьи остатки были обнаружены в осадочных породах.

Жизненный цикл этих организмов очень чувствителен к температуре и осадкам. Осенью они переходят в стадию покоя, называемую цистой, и таким образом сохраняются в окаменелостях. Поскольку разные виды предпочитают разные условия, ученые могут определить, какие виды динофлагеллят процветали в разные годы. Например, в более холодные периоды преобладали виды, предпочитающие холод. Интерпретируя эти факты, ученые применили их к хронологии Рима и пришли к неожиданным выводам.

Между 200 и 100 годами до нашей эры климат оставался стабильным, но затем последовали несколько коротких похолоданий. В период с 160 по 180 год нашей эры наступил довольно холодный период, совпадающий с Антониновой чумой, также известной как чума Галена – эпидемией, распространившейся в империи после неудачной войны с Парфией. Антонинова чума была необычной для чумы.

Древние историки описывали ее симптомы как лихорадку, диарею и высыпания на коже. Современные ученые предполагают, что это могла быть оспа или мутантный штамм кори. Дион Кассий писал о двух тысячах смертей в день в период пика эпидемии, что не характерно для оспы. В период с 245 по 275 год нашей эры наступил следующий холодный период, который также совпал с эпидемией, известной как Киприанова чума. Исторические записи говорят о рвоте, диарее и иногда о гниении конечностей. Эпидемия охватила Рим, Грецию, Александрию и Карфаген. Ученые до сих пор не могут установить, что вызвало это заболевание, но предполагают, что это была корь, оспа или иная геморрагическая лихорадка.

Три вспышки чумы в Древнем Риме связали с ударами холода

В конце концов, экологические данные указывают на еще одно похолодание после 500 года нашей эры, соответствующее позднеримскому малому ледниковому периоду, о котором известно из других климатических исследований. В 541 году случился первый всплеск бубонной чумы в истории – Юстинианова чума, пандемия, охватившая всю Европу, большую часть Азии и северную Африку.

Авторы исследования отмечают, что существует множество возможных причин связи между вспышками заболеваний и климатическими изменениями. В периоды похолодания животные, являющиеся переносчиками болезней, могли прибегать к городам, и чем больше их было, тем больше было вероятность заражения человека. Ученые отмечают, что в сельскохозяйственном обществе, подобном Древнему Риму, крестьяне могли сталкиваться с нехваткой урожая во время холодных периодов, что приводило к голоданию и увеличению уязвимости к болезням.

Ранее стало известно, что в организме человека нашли клетки, способные вырасти в любой орган. Это может способствовать разработке новых технологий в области стоматологии. Подробности – в нашем материале.

  • Другие новости