Ни одна из войн, которые разыгрывались в прошлых столетиях, не могла соперничать с Первой мировой в количестве погибших и разнообразии травм. Она стала полем соревнования для множества технологических новинок: химического оружия, танков, дирижаблей, бомбардировщиков, подводных лодок, огнеметов, разрывных пуль и сверхдальнобойных орудий. Вооружение привело к появлению новых видов травм, с которыми хирурги не имели опыта, а из-за особенностей окопной войны травмы лица стали особенно распространенными.

Маски для скрытия полученных повреждений
Однако результаты пластических операций того времени значительно отстали от современных достижений. Поэтому Первая мировая война вдохновила на неожиданное решение проблемы — использование масок. В 1916 году в одной из лондонских больниц было создано Отделение масок для обезображенных лиц, которое сами раненые в шутку прозвали «Магазин жестяных носов».

Пациент Анны Лэдд
Фрэнсис Дервент Вуд, художник и скульптор, который инициировал этот проект, создавал индивидуальные легкие металлические маски для раненых, которым пластическая хирургия того времени не могла помочь. В 1917 году американская художница и скульптор Анна Коулман Уоттс советовалась с Вудом и основала аналогичное учреждение — Студию портретных масок в Париже при поддержке американского Красного Креста.
Процесс изготовления масок был искусством: скульпторы стремились точно воссоздать внешность каждого солдата так, как она была до войны. Они использовали гипсовые слепки лиц пациентов и старые фотографии, чтобы передать каждый малейший оттенок и текстуру кожи. Маски изготавливались из оцинкованной меди толщиной 0,8 мм и весом от 112 до 252 граммов. Они покрывались матовой эмалью, чтобы соответствовать оттенку кожи пациента.

Пациент Анны Лэдд
В зависимости от травмы, маски могли полностью закрывать лицо или только его верхнюю или нижнюю часть. Если у человека отсутствовал глаз, его изображение либо рисовалось на металлической пластине, либо на специальном стекле. Конечно, маски были далеки от совершенства, но они были лучшим вариантом, чем ничего. Однако эта инициатива не стала массовой и вскоре после войны прекратила свое существование.
Ранее мы рассказывали, почему победителя марафона Олимпийских игр 1904 года принесли к финишу на руках, и почему само соревнование больше было похоже на плохой анекдот. Подробнее – в нашем материале.